Социологический журнал

Номер: №4 за 2003 год

ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ МОЛОДЕЖИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ

Чередниченко Г.А.


Чередниченко Галина Анатольевна — кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. Адрес: 117218 Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, строение 5. Телефон: (095) 128–69–01. Факс: (095) 719–07–40. Электронная почта: [email protected]

Обретение социального статуса молодыми людьми немыслимо вне общеобразовательной и профессиональной подготовки. Развивая общественно значимые природные задатки, способности и личные склонности человека, система образования не только готовит его к участию в производственной деятельности, но и способствует его встраиванию в социум. Для самих юношей и девушек вступление в самостоятельную жизнь связано с принятием серии решений, которые зависят от уже имеющегося образования и, в свою очередь, стимулируют его рост.

Система образования представляет собой как бы совокупность лифтов, каждый из которых способен поднять пассажиров на определенный этаж. На конечной остановке одного лифта можно пересесть на другой, который идет выше. От "пассажиров" требуется не только приложение определенных усилий, но и наличие соответствующих способностей. Финиш во многом зависит от первоначально полученного образования, которое в значительной степени влияет на характер и уровень социальных ориентаций.

Структура потребностей народного хозяйства в людях определенных профессий относительно стабильна. Но каждый этап в развитии общества требует специфического распределения людей по уровню образования. Если по оси ординат откладывать величину потребности, а по оси абсцисс — уровень образования, то получилась бы кривая, подобная волне. Эта волна, соответствующая этапам развития общества, согласуется с потребностью в высокообразованных людях. Но нельзя (как это было принято когда-то) считать, что чем выше уровень образования населения, тем лучше. Отставание задерживает общественный рост. Но и забегание вперед тоже мешает развитию, ибо ведет к инфляции образования, от которой проигрывает и общество, и личность. Для каждого этапа существует оптимальное распределение людей по уровню и профилю образования.

Современное производство, развитие социальной и духовной жизни уже давно требуют от человека получения хотя бы неполного среднего, или, как сейчас его называют, основного общего образования. Был период в развитии нашего общества, и об этом подробнее речь пойдет ниже, когда ставилась задача сделать полное среднее образование всеобщим. И хотя в последние годы, после принятия в 1992 г. Закона РФ "Об образовании", среднее образование перестало быть обязательным, оно по закону остается общедоступным и бесплатным.

Рис. 1. Доля окончивших дневную (неполную среднюю) общую образовательную школу в условной возрастной когорте, %
Источники: [1, с. 162; 2, с. 218; 3, с. 33]; первичные данные Госкомстата России.

Определим долю возрастной когорты, достигшей окончания дневной неполной средней (8-летки в 1960–1970-е годы и 9-летки в дальнейшем), или основной общеобразовательной школы, как она зовется сейчас (рис. 1). Для этого рассчитаем долю выпускников этой школы в общей численности родившихся 15 лет назад. Именно в этом возрасте как в 1960–1980-е годы, так и сейчас (благодаря тому, что в первый класс идут с 6 лет) юноши и девушки оканчивают неполную среднюю, или основную образовательную школу. Показатели смертности в этих возрастах невелики, к тому же для сравнения данных в динамике лет они не существенны, поэтому ими можно пренебречь и считать, что мы имеем данные о доле оканчивающих указанные учебные заведения в условной возрастной когорте.

В 1960-е годы дневную неполную среднюю школу оканчивало менее 80% 15-летних подростков. С 1975 по 1980 гг. доля окончивших 8-летку быстро возросла (с 89,5% до 96,7%) не в последнюю очередь благодаря довольно резкому спаду численности 15-летних (почти на 800 тыс. чел.). На протяжении 1980-х годов, вплоть до 1988 г., численность когорты колебалась мало, столь же стабильным был и охват неполным средним образованием поколения молодых. Затем, несмотря на медленный рост численности ежегодных возрастных когорт, наблюдался сначала заметный спад охвата молодежи 9-летним образованием — с 94,5% в 1988 г. до 83,3% в 1994 г. (на который пришелся минимум), — а потом чуть менее интенсивный подъем. В этот период уменьшилось также количество выпускников полных средних школ, снизились конкурсы на дневные отделения вузов [4, с. 71–72]. Это было время, когда в связи с открывшимися новыми возможностями возникла иллюзия, что и без образования можно добиться успеха в жизни. Но очень скоро рынок труда с избытком кадров гораздо жестче, чем раньше, стал предъявлять требования к их квалификации, уровню образования и профессиональной подготовке.

Определенный отсев в неполной средней школе был и в 1960-е годы. Гораздо чаще он затрагивал сельскую, нежели городскую молодежь. Так, с 1 сентября 1962 по 1 сентября 1963 гг. из 1–8 классов выбыло 2,6% учащихся, а вот из 9–11 классов — уже 17,5%. Если в 1962/1963 учебном году в 5 класс в РСФСР поступило 2691 тыс. чел., то к 1966 г. 8 класс окончили уже только 2056 тыс. чел., то есть четвертая часть школьников неполного среднего образования не получила1. Эти цифры свидетельствуют о пропорциях рабочей молодежи 1960-х годов с незаконченным средним образованием. Тем не менее большая часть поколения получала 8-летнее образование. Отсев существенно сократился к 1970-м годам, когда был взят курс на всеобщее среднее образование молодежи. Выбытие учащихся 9–10 классов дневных общеобразовательных школ составляло с 1 сентября 1970 г. по 1 сентября 1971 г. 8,3%, в 1975–1976 гг. — 3,4%, в 1980–1981 гг. — 2,3%2. На XXV съезде КПСС в 1970 г. была поставлена задача перейти к всеобщему среднему образованию молодежи [5]. Тогда массовизация полной средней школы существенно сократила отсев из 8-летки, и до середины 1980-х годов он оставался совсем несущественным (табл. 1).

Таблица 1

Отсев учащихся общеобразовательных школ, на начало учебного года в % к общему числу

Учебные годы Между (6)7 и (7)8 классами* Между (7)8 и (8)9 классами Между началом и окончанием (8)9класса
1981/1982 0,3 0,6 0,95
1983/1984 0,3 0,6 1,0
1985/1986 0,3 0,7 1,2
1987/1988 0,5 2,4 2,8
1988/1989 1,6 2,6 2,9
1989/1990 2,3 3,8 4,2
1990/1991 3,0 5,0 4,8
1991/1992 3,4 5,5 4,8
1992/1993 4,1 6,1 6,0
1993/1994 2,3 4,0 4,2
1994/1995 2,0 3,6 4,0
1995/1996 2,0 3,4 3,5
1996/1997 1,7 2,9 2,9
1997/1998 1,4 2,6 3,0
1998/1999 1,6 2,8 2,8
1999/2000 1,6 2,7 2,8

* Двойная нумерация классов связана с переходом от 10-летнего к 11-летнему обучению в 1989/1990 уч. г.
Источник: первичные данные Госкомстата России.

Интенсификация отсева началась в конце 1980-х годов на фоне экономических и социальных перемен, в частности, нарастания процессов нововведений в школах, увеличения автономии их деятельности. Показатели отсева достигли максимума вслед за принятием закона РФ "Об образовании", когда был отменен ранее существовавший порядок отчисления учащихся по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних. Это позволило школам в тот же год (резкий подъем показателей в 1993 г.) избавить коллективы от трудных, неугодных, строптивых воспитанников. В последние годы наметилась неблагоприятная тенденция: в результате исключения из школы за стенами учебных заведений оказывается существенная часть подростков, которые не заняты ни учебой, ни общественно полезным трудом. По разным оценкам число их достигало от 1,5 до 2 млн. человек [6, с. 120].

После окончания неполной средней или основной образовательной школы молодежь совершает первый существенный выбор. Большая часть распределяется между каналами продолжения образования — учебой в средней школе, средних специальных учебных заведениях или заведениях начального профессионального образования. Часть подростков сразу приступает к работе. В советское время не велось регулярного статистического учета распределения юношей и девушек по сферам труда и учебы после окончания 8-летки. Мы располагаем лишь отрывочными данными. Так, в 1966 г. из 2056,3 тыс. выпускников дневной неполной средней школы 86,3% продолжили учиться на дневных отделениях школ, техникумов и профтехучилищ, 11,7% поступили на работу, 1,2% не работали и не учились, и сведений о 0,8% нет3.

Таблица 2

Распределение учащихся после окончания неполной средней школы

Учащиеся 1970 1975 1980
окончившие неполную среднюю школу, тыс. чел. 1286,8 2627,8 1982,4
из них поступили учиться, % 100,0 100,0 100,0
   в 9 класс дневной школы 50,0 58,2 56,6
   в 9 класс вечерней школы 10,7 18,4 11,6
   в ССУЗЫ 11,9 10,9 12,7
   в ПТУ 1,4 10,1 18,7
Остальные 26,0 2,4 0,4

Источник: первичные данные Госкомстата России.

На протяжении 1970-х годов, когда шла компания по охвату средним всеобучем всего молодого поколения, к концу десятилетия практически все выпускники неполной средней школы продолжали образование в том или ином виде (в дневных или вечерних заведениях разных типов) (табл. 2). Охват молодежи средним образованием был расширен, прежде всего, за счет средних профтехучилищ. Рассмотрим каналы, обеспечивавшие в те годы переход молодежи к среднему образованию (табл. 3).

Таблица 3

Выпускники средних общих и специальных учебных заведений

Выпускники В среднем за период
1971–1975 гг. 1976–1980 гг. 1981–1985 гг.
тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. %
Всего 1933,7 100,0 2511,5 100,0 2247,1 100,0
Дневных (средних) школ 1164,2 60,2 1365,2 54,4 1034,5 46,0
Вечерних (сменных) средних школ 328,7 17,0 566,2 22,5 623,0 27,7
Средних ПТУ 55,6 2,9 237,7 9,5 326,2 14,5
ССУЗах 385,2 19,9 342,4 13,6 263,4 11,7

Источник: Первичные данные Госкомстата России.

Дневная средняя школа, хотя и приняла в свои стены возросший численно во второй половине 1970-х годов поток учащихся, в целом постепенно и последовательно сняла со своих плеч груз обеспечения средним образованием большей части молодого поколения. Численность и доля молодежи, проходившей в рассматриваемый период через систему ССУЗов, также уменьшалась. Задачу среднего всеобуча взяли на себя вечерние (сменные) средние школы и средние ПТУ, численность учащихся в них росла самыми высокими темпами.

Эти показатели дают важную характеристику той социальной нагрузки, которая легла на дневную среднюю школу в связи со средним всеобучем: хотя охват ею поколения молодежи был значителен, но все же большие контингенты молодежи (и в плане социального происхождения принадлежавшие, безусловно, отнюдь не к верхним этажам социальной иерархии) оставались вне ее стен.

В 1970-е — 1990-е годы доля молодежи, оканчивающей неполную среднюю (основную) школу, увеличилась с половины когорты до двух третей. Сегодня почти две трети выпускников основной школы продолжают учиться в старших классах средней школы, около четверти идут на учебу в систему начального профессионального образования и почти каждый восьмой — в техникумы или колледжи. Незначительная часть молодежи оказывается вне стен учебных заведений. Снятие ограничений во второй половине 1990-х годов по приему учащихся в 10 классы дневных средних школ привело к росту численности подростков, получающих среднее образование в дневной общеобразовательной школе. В 2000/2001 учебном году в 10 классы принято 67% учащихся, окончивших основную школу [7, с. 117].

В начале 1960-х годов полную среднюю школу заканчивало менее четверти тех, кто тремя годами раньше окончил неполную среднюю школу. Их было мало и в абсолютных числах (от 239 тыс. чел. в 1963 г. до 452 тыс. чел. в 1965 г.)4 — это были дети послевоенных лет рождения. В середине 1960-х годов был взят курс на всеобщее среднее образование молодежи. Первоначально основная масса учащихся шла главным образом в общеобразовательную школу, и доля оканчивающих 10-летку во второй половине 1960-х быстро возрастала.

В семидесятые годы идеологическое давление по поводу среднего всеобуча еще более усилилось. И хотя, как было показано выше, в 1970-е большую лепту в предоставление молодежи среднего образования внесла система профтехобразования и вечерная (сменная) школа, дневную среднюю школу, несмотря на пик демографической волны, оканчивала все большая часть молодежи. Так, с 1970 по 1979 гг. численность условно семнадцатилетних была очень велика (в 1953 г. родилось 2 млн. 717 тыс. чел., в следующем году еще больше — 2 млн. 949 тыс. чел., это был пик численности родившихся; до 1960 г. он держался на уровне 2,8 млн чел. и только к 1962 г. снизился до 2 млн. 482 тыс. чел.)5, при этом выпуск из дневной 10-летки возрос с 995 тыс. до 1 млн. 316 тыс. чел. Одновременно возрастал охват поколения полным средним образованием: доля выпускников полной средней школы относительно тех, кто окончил 8-летку двумя годами ранее, увеличилась с 46,6% до 57,2%.

Рис. 2. Соотношение выпускников дневной (полной) средней школы и тех, кто двумя годами ранее окончил дневную неполную общеобразовательную школу, %*
*В 1963–1965 гг. оканчивающие полную среднюю школу (11-классники) сравнивались с теми, кто тремя годами ранее окончил неполную среднюю школу, в 1966 г, когда был сдвоенный выпуск из 10 и 11 классов, их численность сравнивалась с двумя годами выпуска из неполной средней школы.
Источник: [1, с. 165; 2, с. 218]; первичные данные Госкомстата России.

В первой половине 1980-х годов, когда идеологический бум среднего всеобуча пошел на убыль, несмотря на спад демографической волны (число условно семнадцатилетних с 1980 по 1985 гг.снизилось с 2 млн. 332 тыс. чел. до 1 млн. 817 тыс. чел.), происходила стагнация с очень небольшим уменьшением "добегания" молодого поколения до выпуска из полной средней школы.

С 1986 г. начался и продолжается вплоть до наших дней подъем демографической волны, то есть наблюдается ежегодный небольшой, но неуклонный рост численности условно семнадцатилетних: с 1 млн. 848 тыс. чел. в 1986 г. до 2 млн. 478 тыс. чел. в 2000 г. Однако с середины 1980-х годов вплоть до 1994 г. (с некоторым повышением показателей в 1991 и 1992 гг.) мы видим существенный спад доли молодежи, оканчивающей полную среднюю школу, по сравнению с теми, кто двумя годами ранее завершил неполное среднее или основное общее образование. Нельзя не видеть в этом общих причин социально-экономического развития в последние 10–15 лет.

На рост охвата полным средним образованием молодежи после 1994 г. повлияла борьба общественности за доступность средней общеобразовательной школы, которая развернулась в ответ на изъятие из Закона "Об образовании" положения об обязательности полного среднего образования для всей молодежи, и последовавший Указ Президента РФ о бесплатном доступе в 9-е классы всем желающим. Однако главным следует считать давление рынка занятости. Избыток трудовых ресурсов заставляет все большую часть молодежи дольше оставаться в стенах учебных заведений, а высокие требования к уровню квалификации, общей и профессиональной подготовки работников вынуждают людей делать все большие инвестиции в образование, в том числе среднее, которое открывает широкий доступ к последующим образовательным карьерам.

В распределении молодежи после окончания дневной средней школы (табл. 4) в течение последних десятилетий произошли кардинальные перемены. В середине 1970-х годов, в период массовизации дневной средней школы, две трети ее выпускников сразу выходили на рынок труда, не получая дополнительной профессиональной подготовки. Лишь 15,6% молодых людей попадали на учебу в дневные вузы и еще 10,8% — в дневные техникумы и средние специальные учебные заведения. Незначительное число молодых людей продолжали образование в этих учебных заведениях без отрыва от работы или поступали в профтехучилища (2,4%).

Таблица 4

Распределение выпускников полной средней дневной школы, тыс. чел.

Выпускники 1975 1980 1985 1990 1995
Из дневной средней школы 1307,0 1247,0 924,8 909,5 932,3
В т. ч. принятые в вузы (из числа окончивших школу в текущем году):
   дневные отделения
   вечерние отделения
203,3
39,4
219,6
36,3
252,8
27,9
236,6
32,2
316,6
52,4
в ССУЗы (из числа окончивших школу в текущем году):
дневные отделения
вечерние отделения
141,0
19,0
194,1
16,6
172,7
13,0
170,7
19,7
193,9
35,3
ПУ 30,9 37,4 50,4 50,5 64,2
Остальные 873,4 743,0 408,0 399,8 269,9

Источник: первичные данные Госкомстата России.

Постепенно охват молодежи различными формами послешкольного образования расширялся, и в 1980-е годы уже меньше половины (44,1% в 1985 г.) выпускников начинали трудовую биографию сразу после школьной скамьи. Существенные изменения происходят в 1990-е и особенно в самые последние годы. Увеличивается доля выпускников, получающих профессиональную подготовку по всем существующим каналам сразу после школы.

Заметно увеличилась численность и доля молодежи, идущей в дневные вузы (до 34,0% в 1995 г.), вырос, хотя и не столь стремительно, процент тех, кто поступает в ССУЗы (до 20,8% в 1995 г.). Также чаще выпускники стали поступать на вечерние отделения в высшие и средние специальные учебные заведения. Увеличились и число и доля молодежи, идушей после средней школы в ПУ. То есть теперь для оканчивающих дневную среднюю школу типично продолжение образования в год окончания школы. Выпускников, оказавшихся после школы вне стен учебных заведений, осталось заметно мало — 28,9% от общего числа окончивших.

Рис. 3. Прием в учебные заведения начального профессионального образования
Источники: [1, с. 168; 2, с. 193; 9–18; 19, с. 199; 20–22].

Массовым каналом профессиональной подготовки не столько для выпускников дневных средних школ, сколько для иных групп молодежи оказывается начальное профессиональное образование. Интенсивное и кардинальное развитие система профтехобразования получила в 1970-е годы, тогда же был открыт новый вид учебного заведения — среднее ПТУ (рис. 3). Прием во все ПТУ быстро рос до 1985 г., а в дневные и средние учебные заведения — до 1980 г. Затем началось резкое падение численности принимаемых на учебу в сумме по всем профтехучилищам, оно продолжалось вплоть до начала 1990-х годов. Причем уменьшение приема шло главным образом за счет сокращения вечерних (сменных) учебных заведений: показатели уменьшились с 1985 по 1994 гг. более чем втрое (с 529 тыс. чел. до 163 тыс. чел.); постепенное снижение продолжалось далее, к 2000 г. — до 31 тыс. чел.

Среди выпускников неполной средней (основной общеобразовательной) и выпускников (поступающих в дневные технические училища) полной средней школ снижение численности принятых было не столь резким: с 1980 г. по 1994 г. прием в дневные ПУ упал на 28% (с 1млн. 96 тыс. чел. до 786 тыс. чел.), а в средние профтехучилища на 52% (с 389 тыс. чел. до 189 тыс. чел.). В дальнейшем, во второй половине 1990-х годов, прием в эти виды учебных заведений относительно стабилизировался. Как и в других сферах послешкольного образования, в системе начального профес-сионального образования в 1990-е годы появилась внебюджетная подготовка. За счет средств предприятий, органов по труду и занятости, а также личных средств граждан в 1995 г. обеспечивалось 17,1% приема, а в 2000 г. уже 30,4% [8, с. 126].

На фоне стабилизации приема в дневные профтехучилища происходят существенные структурные изменения. В начальном профессиональном образовании в последние годы сформировались учебные заведения улучшенного типа (речь идет в основном о профессиональных лицеях, которые осуществляют подготовку высококвалифицированных рабочих). Сегодня они составляют 24% от общего числа заведений начального профессионального образования. Изменяется структура подготовки кадров по отдельным специальностям. Ранее существовавшие 1200 профессий рабочих объединены в 293 интегрированных [8, с. 12]. Растет прием по специальностям, соответствующим спросу на рынке труда, например в сферах сервиса, информационных технологий и др. Вместе с тем, обостряется проблема трудоустройства выпускников системы начального профессионального образования. Если из числа окончивших дневные ПУ в 1990 г. 89,1% получали направление на работу, то к 2000 г. доля их снизилась до 52,8% [8, с. 128]. Около 10% выпускников сегодня после окончания дневных ПУ поступают в другие дневные учебные заведения. В отраслевом распределении больших перемен в последние годы не происходило. В 2000 г. (как и в 1995 г.) большая часть молодежи направлена в промышленность (примерно треть выпускников), около четверти — в сельское хозяйство и еще по 16% в строительство, торговлю и общественное питание [7, с. 117].

Следующим каналом профессиональной подготовки, пользующимся неизменной популярностью у молодежи, особенно не из самых элитарных слоев общества, является система среднего профессионального образования. Конкурс при приеме в ССУЗы долгое время сохраняется неизменным: 1,9 державших экзамен приходилось на одного зачисленного в 1970 г., 1,6 — в 1980 г., 1,5 — в 1985 г., 1,6 — в 2000 г.6 В 1970-х и 1980-х годах прием в средние специальные учебные заведения оставался неизменным (табл. 5); в 1990-е годы наблюдался некоторый спад, который быстро был преодолен, и к 2000 году прием достиг стабильных показателей прошлых лет. При этом еще с 1960-х годов происходило медленное перераспределение обучающихся на дневном и вечернем отделениях в пользу увеличения доли принимаемых в дневные ССУЗы. Наиболее быстрый рост числа принимаемых на дневные отделения за счет уже не только вечерних, но и заочных отделений произошел в 1990-е годы.

Таблица 5

Прием в средние специальные учебные заведения

Принято учащихся 1960 1975 1980 1985 1990 1995 2000
Всего, тыс. чел. 468,2 816,3 817,6 829,4 754,1 664,6 842,4
в т.ч. на отделения (в %): 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
   дневные 52,0 61,6 62,7 63,7 66,3 71,8 72,7
   вечерние 19,6 12,4 11,3 9,7 7,0 4,9 3,7
   заочные 28,4 26,0 26,0 26,6 26,7 23,3 23,1

Источник: [2, с. 225].

Изменение численности и структуры приема в ССУЗы сопровождается преодолением их отраслевой направленности. В таблице 6 приведены данные по дневным ССУЗам. В них чаще всего поступает молодежь после окончания основной и полной средней школы.

Таблица 6

Прием в дневные ССУЗы по отраслевым группам учебных заведений

Принято учащихся 1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000
Всего, тыс. чел. 468,6 502,7 512,9 528,7 499,8 477,6 612,4
В т. ч. в учебные заведения, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
   промышленности и строительства 38,5 37,0 35,9 33,9 32,5 38,3 41,9
   транспорта и связи 8,2 8,4 8,1 7,6 6,3 6,6 6,7
   сельского хозяйства 14,6 15,4 15,0 14,2 11,6 12,1 11,4
   экономики и права 8,2 9,0 9,4 8,8 8,4 10,4 13,1
   здравоохранения, физкультуры и спорта 16,7 16,0 16,8 17,2 21,0 16,1 13,1
   просвещения 11,1 11,3 11,9 15,8 17,6 13,7 11,4
   искусства и кинематографии 2,7 2,9 2,9 2,5 2,5 2,8 2,3

Источник: первичные данные Госкомстата России.

Долгие годы распределение ССУЗов по отраслевым группам оставалось практически неизменным. Сегодня в связи со структурными сдвигами экономики здесь происходят существенные изменения. Численность учащихся в ССУЗах экономики и права, а также промышленности и строительства растет, в ССУЗах сельского хозяйства, транспорта и связи — сокращается, в ССУЗах просвещения остается неизменной. В учебных заведениях здравоохранения до 1990 г. наблюдался рост как абсолютной, так и относительной численности, а затем началось ее снижение. Еще показательнее данные о росте приема в ССУЗы по отдельным специальностям. Только с 1997 по 2000 гг. число принятых на очные отделения увеличилось по специальностям экономики и управления с 114,4 тыс. чел. до 150,7 тыс. чел., по социально-гуманитарным специальностям — с 27,5 тыс. чел. до 42,0 тыс. чел., по специальности "информатика и вычислительная техника" — с 12,7 тыс.чел. до 24,2 тыс. чел., по технологии продовольственных продуктов — с 9,1 тыс. чел. до 14,4 тыс. чел., по строительству и архитектуре — с 26,8 тыс. чел. до 32,6 тыс. чел., по специальностям сервиса — с 1,3 тыс. чел. до 5,8 тыс. чел. и т. д. [2, с. 150].

Значительным импульсом для развития системы среднего профессионального образования и изменения структуры подготовки по специальностям стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. Это позволило привлечь дополнительные средства для развития учебных заведений, расширило возможности выбора учащимися вида образования. Процесс коммерцианализации начался в середине 1990-х годов и стал быстро набирать темпы. Если в 1995 г. соотношение между численностями принятых с полным возмещением затрат и за счет бюджета было 14,4% к 85,6%, то уже к 2000 г. оно составило 34,7% к 65,3% [2, с. 133]. Разумеется, это обстоятельство сокращает доступ, в частности, к приоритетным специальностям, для определенных групп молодежи. Но тем не менее практика показала, что есть достаточно широкие слои населения, готовые подрабатывать ради оплаты своего образования.

В советское время окончание среднего специального учебного заведения сопровождалось обязательным распределением на работу по специальности. Сегодня подготовка, полученная в системе среднего профессионального образования, еще не гарантирует трудоустройства по полученной специальности. Год от года уменьшается доля тех, кто сразу после окончания дневного ССУЗа получает направление на работу: в 1994 г. таких было 55%, в 1995 г. уже 46%, а к 2000 г. их доля понизилась до 30,6% [1, с. 176; 2, с. 226]. Остальные вынуждены сами искать себе место работы в условиях избытка рабочей силы.

Наиболее искомыми учебными местами для молодежи, и особенно для выпускников средних дневных школ, являются высшие учебные заведения. Конкурс на вступительных экзаменах в государственные вузы долгое время оставался неизменным: на одного зачисленного приходилось 2,3 чел., державших экзамен в 1970 г., 2,2 — в 1975, 1,9 — в 1980, 1990, 2000 гг. Конкурс на очные отделения всегда был выше; только с 1995 по 2000 гг. он увеличился с 2,1 до 2,9 чел.7 Численность поступающих в вузы в течение долгого времени постоянно росла (табл. 7) и только в начале 1990-х годов имел место временный спад показателей. Причем уменьшение приема в эти годы происходило главным образом за счет вечерней и заочной форм обучения. Число принятых на дневные отделения постоянно росло, и в 2000 г. по сравнению с 1992 г. оно увеличилось на 91%. В 2000 г. во все вузы было принято 1292,5 тыс. студентов, что на 21% больше, чем в предыдущем году. Это самый высокий показатель за всю историю страны.

Таблица 7

Прием в высшие учебные заведения по видам обучения

Принято в вузы 1960 1970 1980 1985 1990 1995 2000
Всего, тыс. чел. 377,3 536,6 613,5 634,6 583,9 681 1292,5
В т. ч. на отделения, %: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
   дневные 41,8 53,6 58,6 57,6 61,8 62,1 53,2
   вечерние 13,9 14,3 14,0 13,5 10,7 6,5 6,3
   заочные 44,4 32,1 27,3 28,9 27,5 30,9 38,9

Источник: [2, с. 233].

Между тем, в структуре приема в вузы по видам обучения в длительной перспективе происходили серьезные изменения. Если в 1960-е годы основной упор делался на заочное обучение (чтобы поднять уровень образования производственников) и доля дневных отделений была невелика (41,8% в 1960 г.), то начиная с 1970-х до самого последнего времени преобладал прием именно на дневное обучение; во второй половине 1990-х годов он достиг почти двух третей от общего приема. Доля учащихся на вечерних отделениях постоянно снижается (сейчас ее уровень — 6,3%). Однако в последние годы прием заочников вновь стал расти. Причем это наблюдается как в государственных, так и негосударственных вузах, в последних — более высокими темпами. Соотношение доли принятых на дневные и заочные отделения в 2000 г. в государственных вузах составляет 54,5% к 37,7%, а в негосударственных — 43,1% к 48,4% [2, с. 233].

Рост высшего образования в стране во многом определяется предоставлением образовательных услуг на платной основе и, в частности, открытием негосударственных вузов. С 1993 г., когда такие вузы стали учитываться статистикой, численность приема в них возросла с 47,2 тыс. чел. до 152,2 тыс. чел. в 2000 г. Если в первые годы из-за неравномерности открытия самих учебных заведений показатели доли студентов, поступивших в эту категорию вузов, еще не устоялись, то тенденция второй половины 1990-х годов вполне очевидна: доля приема в негосударственные вузы растет и в целом, и по всем отделениям (табл. 8). Причем на вечерних и заочных отделениях студентов несколько больше, чем на дневных. Этими показателями не исчерпывается весь объем платного вузовского образования, поскольку многие государственные вузы открывают платные отделения и платные учебные места. В 2000 г. платный прием в государственные вузы составил свыше 40% от общего набора студентов. Несмотря на сложные социально-экономические условия население (разумеется, лишь определенные слои) согласилось на такого рода стратегии.

Таблица 8

Прием в негосударственные вузы по отдельным видам обучения, % к общему числу принятых в вузы

Годы Всего В том числе по отделениям
дневные вечерние заочные
1993 8,0 5,9 11,4 10,2
1994 9,3 5,2 11,3 13,5
1995 7,7 4,8 12,1 11,4
1996 7,5 5,3 11,5 10,6
1997 8,1 5,8 10,2 11,6
1998 8,8 7,5 13,2 10,2
1999 10,6 8,5 14,2 13,2
2000 11,8 9,5 15,6 14,6

Источник: [2, с. 233].

Отраслевая структура высших учебных заведений на протяжении 1970-х и 1980-х годов оставалась практически неизменной (табл. 10). Перемены начались в пореформенное время вслед за изменением спроса рынка труда. Существенно сократилась доля учебных заведений промышленности и строительства, теперь она составляет 38,6% от всех вузов. Эта величина равнозначна резко увеличившейся доле учебных заведений, отнесенных к графе "просвещение" (В раздел попадают не только педагогические вузы, но и все учебные заведения, готовящие специалистов университетских специальностей). За рассматриваемый период численность приема студентов в эти институты и университеты возросла с 77,0 до 215,3 тыс. чел., а их доля теперь составляет 34,6%. Также несколько уменьшился процент тех студентов, которые идут учиться по специальностям транспорта и связи. Снижение показателей по приему в вузы здравоохранения относительное, общая численность принятых не сократилась, а даже немного выросла в 1990-е годы. Особенно высокими темпами увеличивались число принятых в учебные заведения экономики и права (только с 1990 по 2000 гг. с 14,0 до 45,0 тыс. чел.). Большинство студентов поступают на специальности не технического, как было раньше, а социально-гуманитарного, медицинского, экономического профиля.

Далеко не все выпускники вузов быстро трудоустраиваются по полученной специальности. Вместо обязательного распределения прежних времен все чаще они вынуждены искать работу самостоятельно: в 1995 г. 51% окончивших дневные отделения вузов получили направления на работу, в 2000 г. таких уже было 46,3% [2, с. 235; 19, с. 212].

Таблица 9

Прием в дневные вузы по отраслевым группам учебных заведений

Принято учащихся 1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000
Всего, тыс. чел. 287,6 336,7 359,7 365,4 360,7 400,9 621,9
Из них, %:
   в промышленности и строительстве 43,6 44,5 44,1 44,3 39,7 37,7 38,6
   на транспорте и в связи 5,4 5,6 5,6 5,5 4,9 4,8 4,7
   в сельском хозяйстве 8,8 9,0 9,4 9,3 9,0 9,8 8,6
   в экономике и праве 3,8 3,7 3,6 3,6 3,9 5,4 7,2
   в здравоохранении, физкультуре и спорте 10,7 9,8 9,8 8,8 9,1 6,4 5,2
   в просвещении 26,8 26,6 26,8 27,6 32,5 34,8 34,6
   в искусстве и кинематографии 1,0 0,9 0,9 0,8 0,8 1,1 1,0

Источник: первичные данные Госкомстата России.

Образовательный потенциал нации характеризует такой показатель, как число учащихся на 10 тыс. населения (табл. 10). Как видим, он всегда был в стране достаточно высоким. Некоторый спад, пришедшийся на первую половину 1990-х годов, был быстро преодолен. Весьма кардинальные перемены — очень быстрый рост — наметились в последние годы. В основном такое увеличение —ответ системы образования на запросы практики с ее новыми технологиями, повышением требований к качеству специалистов. Резкое увеличение численности учащихся средних специальных и высших учебных заведений демонстрирует стремление общества охватить образованием как можно большую часть молодежи, устранив ее тем самым на время с рынка труда.

Таблица 10

Численность студентов средних специальных и высших учебных заведений на 10 тысяч населения

Число студентов 1970 1980 1990 1995 2000
ССУЗов 199 190 153 130 160
вузов 204 219 190 179 327

Источник: первичные данные Госкомстата России; материалы Статистического сборника Министерства образования РФ, электронная версия.

Подобная политика приводит к тому, что трудоустройство откладывается на более поздний возраст. При этом увеличение числа дипломированных специалистов на фоне дифференциации системы образования, возникновение "качественного" и "некачественного" секторов образования может вызвать инфляцию дипломов, появление новых "тупиковых" направлений специализации и в конечном счете безработицу среди уже подготовленных кадров.


1Первичные данные Госкомстата России.

2Первичные данные Госкомстата России.

3Первичные данные Госкомстата России.

4Здесь и далее при объяснении данных рис. 2: [1, с. 165; 2, с. 218; 3, с. 133]; первичные данные Госкомстата России.

5См.: [3, с. 133]; первичные данные Госкомстата России.

6См.: [8, с. 156], первичные данные Госкомстата России.

7См.: [8, с. 179], первичные данные Госкомстата России.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 1996. С. 162.
  2. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2001. С. 218.
  3. Демографический ежегодник России: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2001. С. 33.
  4. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му году). М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  5. Материалы XXV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1970. С. 278.
  6. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Российский гуманитарный университет, 1999.
  7. Статистический бюллетень. 2001. № 1 (75) / Госкомстат России. М., 2001.
  8. Образование России 2001: Сборник статистических данных. М., 2001.
  9. Народное хозяйство РСФСР в 1965 году: Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1966. С. 413.
  10. Народное хозяйство РСФСР в 1970 году: Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1971. С. 351.
  11. Народное хозяйство РСФСР в 1972 году. Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1973. С. 364.
  12. Народное хозяйство РСФСР в 1975 году: Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1976. С. 365.
  13. Народное хозяйство РСФСР в 1980 году: Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1981. С. 226.
  14. Народное хозяйство РСФСР в 1985 году: Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1986. С. 239.
  15. Народное хозяйство РСФСР в 1990 году. Статистический ежегодник / Госкомстат СССР. М., 1991. С. 115.
  16. Российская Федерация в 1992 году: Статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 1993. С. 127.
  17. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 1994. С. 127.
  18. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 1995. С. 131.
  19. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 1997.
  20. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 1998. С. 278.
  21. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 1999. С. 195.
  22. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2001. С. 221.

версия для печати