- Номер: №4 за 1997 год
-
РЕСЕНТИМЕНТ, ОЦЕНКА, ЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ В УЧЕНИИ МАКСА ШЕЛЕРА: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ ЧУВСТВ
К историографии творчества Макса Шелера
Творчество Макса Шелера обычно делят на три периода. Так делает, например, Альфред Шютц [18, S.171ff]. Однако существуют сквозные константные темы, которые не зависят от смены интересов в тот или иной период и определяют общую исследовательскую позицию Шелера. Это философская антропология, материальная этика ценностей с ее абсолютным ранговым порядком, учение о симпатии с центральным понятием “ordo amoris” и, наконец, концепция ресентимента, объясняющая перевороты в ценностях. К сожалению, последняя тема, несмотря на чрезвычайно важную роль, какую она играет в общей системе взглядов Шелера, и перспективность ее разработки для социально-научных исследований, была воспринята и развивалась лишь немногими учеными.
Итак, тема ресентимента может быть рассмотрена в двух плоскостях: с точки зрения ее значимости для всего творчества Шелера и с точки зрения ее практической полезности в плане социально-научных исследований.
1. Понятие “ресентимент” имеет принципиальное значение для понимания образа мыслей Шелера и всего его творчества. Оно – ключ к его концепции человека и этики, мира и истории. При этом речь идет не о феноменологии Шелера, а в первую очередь о его жизненной позиции, об установке по отношению ко всему, что происходит в мире. Макс Шелер был скептиком – скептиком в том смысле, что критически смотрел на свою эпоху. Внимательно следя за направлением развития духовных, культурных и социально-политических процессов, обусловленных модернизацией общества и связанных с капитализмом, индустриализмом, (целевым) рационализмом, эгоизмом и т.д., он расценивал их в общем и целом как “разложение”, или “декаданс” [11, S.116].
Именно ресентимент Шелер считал той скрытой движущей силой, которая вызвала разложение этоса из-за переворота в позитивном порядке ценностей. О чем бы Шелер ни писал, какие бы темы ни затрагивал – повсюду перед нами образ “борющегося” скептического мыслителя, антагонистически противостоящего яду ресентимента своего времени. Без преувеличения можно сказать: кто с самого начала верно понял смысл концепции ресентимента, у того есть надежный фундамент, чтобы понять Шелера. Тому же, кто приступает к анализу наследия Шелера, не имея адекватного представления об этой концепции, грозит опасность понять его неправильно.
2. Понятию “ресентимент” отводится важная роль в системе взглядов Шелера не только благодаря тому, что оно занимает в ней центральное место, но и по причине его всеохватывающего значения. Другими словами, основной тезис шелеровской концепции ресентимента в концентрированной форме содержится во всех затрагиваемых им темах, составляя с ними порой единый сплав.
Так, анализируя концепцию ресентимента, мы первым делом сталкиваемся с шелеровским учением о симпатии, когда происхождение ресентимента феноменологически объясняется из ненависти, а происхождении симпатии, или сочувствия, – из любви (см. “Сущность и формы симпатии” [11]). При этом исходным пунктом в концепции ресентимента является материальная этика ценностей с ее вечным ранговым порядком ценностей (ordre du coeur), поскольку Шелер рассматривает заблуждения в ordo amoris (desordre du coeur) как первые негативные проявления ресентимента (см. “Формализм в этике и материальная этика ценностей” [12]). Когда, по Шелеру, ресентимент, “фальсифицируя ценностные таблицы” (Ницше), вызывает в восприятии личности (или группы) искажение образа конкретного объекта или всего мира, а эти искаженные образы включаются далее как “идеальные факторы” в действие человека и преобразуют общество, перед нами – содержащиеся в концепции ресентимента подходы к теории действия и социологии знания. И, наконец, когда Шелер пишет о том, что ресентимент, этот “отравляющий личность яд”, нарушает акт, в котором личность, открываясь миру, независимо от масштабов и числа наблюдений или телесно обусловленного опыта, постигает сущностные качества и структурные формы мира, мы находим в концепции ресентимента как основные положения шелеровской философской антропологии, так и теории интерсубъективности.
Каковы перспективы практического применения концепции ресентимента Шелера в области эмпирических социологических исследований? Этот вопрос хотелось бы обсудить в связи с односторонними интерпретациями шелеровской концепции ресентимента, а также существующими вокруг нее предрассудками, из-за которых ее социологическая разработка представлялась до сих пор невозможной.
Одна из тенденций - ее можно назвать “ограничительной” - состоит в том, что феномен ресентимента рассматривают только в рамках феноменологии, а внутри нее - только применительно к вопросу об “ordre du coeur” (Паскаль), т.е. о “логике сердца”, и о “desordre du coeur” (Фрингс [3, IX]), т.е. о “перевороте в логике сердца”. Верно, когда в ресентименте видят первопричину переворота в абсолютном порядке ценностей и, отправляясь от него, описывают этот процесс. Но переворот в ценностях еще не означает того, что влияние ресентимента закончилось. Оно идет дальше, чем обычно предполагают. До сих пор исследователи не решались связать ресентимент с теоретико-познавательными подходами и с подходами в области теории действия, не говоря уже о надлежащей теоретической разработке этой связи. Исследование ресентимента до недавних пор было исключительно уделом философов. Но как изучение Шелера не может быть прерогативой одних лишь философов, так и тема “ресентимент” не является исключительно их уделом. Ею должны заняться социологи. Они должны исследовать, что, собственно, происходит с человеческим сознанием и зонами действия в нем после того, как произошел переворот в иерархии ценностей. Таким образом, тема “ресентимент” представляет несомненный интерес как предмет социологического исследования хотя бы потому, что заключает в себе теоретико-познавательные подходы и подходы в области теории действия, немаловажные для самого Макса Шелера.
Вторая тенденция, ведущая к элиминации социологического характера ресентимента, заключается в том, что в шелеровской концепции усматривают лишь пафос, обращенный к индивиду и сфере индивидуальности. Подобно тому, как теорию Milieu Шелера нередко превратно понимают в индивидуалистическом духе, так и за его понятием “ресентимент” часто не видят ничего, кроме индивидуального феномена. Но это не так. Ни теорию Milieu, ни теорию ресентимента Шелера нельзя трактовать как ограниченную лишь индивидуально-личностной сферой. В них идет речь и о соответствующих групповых, классовых, общенародных и других феноменах. Это недоразумение должно быть устранено; ресентимент следует рассматривать шире – как проблему, релевантную социальным классам, сословиям, поколениям и т.д., открывая тем самым путь для социологических исследований.
Третья тенденция касается вопроса о возникновении ресентимента и проявляется тогда, когда не учитывают поле социальных и исторических напряжений, упуская из виду человеческое взаимодействие как фактор, формирующий ресентимент. Но последний имеет причины и следствия лишь в социально-историческом контексте. Сначала они находятся не в субъективно-психической сфере, а за ее пределами, вне затрагиваемых ими субъектов. Таким образом, изучение ресентимента должно начинаться не с герменевтического или психологического анализа соответствующего психического комплекса, а с исследования социально-исторической среды (Milieu), видов и форм человеческого взаимодействия. Именно здесь мы видим третью возможность для социологического обновления шелеровского понятия “ресентимент”. В известном смысле оно может послужить образцом перехода от феноменологии к социологии. По мнению Л.Ландгребе, в работе Шелера “Ресентимент в структуре моралей” ясно видно его стремление “применить феноменологию ко всему многообразию эмпирического знания о человеке” [8, S.40]. С этой точки зрения, учение о ресентименте можно истолковать как попытку дать исчерпывающее описание логики ресентимента как цепочки последних феноменологически выявляемых оснований “действенно” переживаемого мира (Milieu) [см. 12, S.153 ff]. Множество примеров из обыденной жизни, которые Шелер приводит в этой работе, свидетельствуют о том, что он никогда не относился к числу “головоногих романтиков” (Макс Вебер).
Понятие ресентимента у Шелера
Смысл понятия “ресентимент”, образованного от французского слова “Ressentiment”, Шелер понимает следующим образом.
1. Прежде всего речь идет о воспроизведении в переживании конкретной ответной реакции. Это означает, что как таковой ресентимент находится в определенной структуре причин и следствий.
В отличие от активных и агрессивных импульсов ресентимент строится только на воспринятых ранее чужих душевных состояниях. Каждому ресентименту должны предшествовать нападение или оскорбление. Поэтому ресентимент следует отличать от всякого рода злости, недоброжелательности, злорадства и т.п. уже из-за специфики его возникновения.
2. Ресентимент – это долговременная психическая установка. Долговременность установки является не столько результатом повторяющихся внешних воздействий, сколько следствием систематического вытеснения самой возможности выхода (разрядки) известных душевных движений и аффектов. Это предполагает, что реакция личности, подвергшейся нападению, никогда не совпадает с импульсом к контрудару или самозащите, даже если эта реакция сопровождается гневом, яростью или возмущением.
Для феномена вытеснения существенны два момента: мгновенное или длящееся какое-то время торможение непосредственного ответного импульса и связанный с ним перенос ответной реакции на другое время до более подходящей ситуации.
3. Ресентимент – переживание, которое строится на чувстве собственного бессилия. По Шелеру, указанные выше торможение и перенос ответной реакции вызваны опережающей мыслью о том, что немедленная ответная реакция приведет к поражению, и связанным с этой мыслью явно выраженным чувством “немощи”, “бессилия”. Поэтому ресентимент так или иначе всегда сопряжен со слабостью.
4. Слово “ресентимент” выражает качественно негативную, т.е. имеющую враждебную направленность, эмоцию. Наиболее подходящим в немецком языке словом, которое покрывает основную часть значения понятия “ресентимент”, Шелер считает “Groll”.
5. Ресентимент – это источник изменения ценностей и основанного на них мировоззрения. Воздействуя на ядро личности и стимулируя формирование более низких ценностей, он вызывает своеобразную ценностную иллюзию и автоматически следующее за ней изменение картины мира, которая в большей или меньшей степени отклоняется от картины мира, основанной на позитивно-нравственных ценностях.
6. Ресентимент накладывает свой отпечаток не только на мир идей, но и на сферу практического действия. О его наличии говорит само поведение человека. Сформировавшаяся под влиянием ресентимента установка по отношению к жизненному миру как сфере осмысленного действия мотивирует соответствующее преобразование повседневности. Там, где это внутреннее беспокойство пропускается как переживание через практические действия (в понимании Шютца), возникают все феномены негативного толка – по крайней мере, с традиционной или современной точки зрения: агрессивность, солипсизм, вероломство, мстительность, расизм и т.д.
Механизм ресентимента
Как уже говорилось, ресентимент с момента возникновения до “проявления-вовне” развивается по собственным законам, образующим механизм его действия. Ниже предпринимается попытка дать схематическую описательную модель ресентимента, пригодную как для полевого эмпирического исследования, так и для научно-теоретического анализа. Принципиальная цель этой работы заключается как раз в том, чтобы показать возможности актуального применения концепции ресентимента Макса Шелера в социологии.
Механизм действия ресентимента может быть описан в трех эволюционных фазах: возникновение, внутреннее формирование, эмансипация.
1. Фаза возникновения. На этой фазе предметами описания (объектами наблюдения) являются: 1.1. Социальная среда (Milieu), 1.2. Участники и формы социальных взаимодействий (Interaktionen) и 1.3. Тема cоциальных взаимодействий.
1.1. Социальная среда (Milieu). “Раб, по природе являющийся рабом или чувствующий и сознающий себя рабом, не испытывает никакого чувства мести, когда хозяин оскорбляет его; точно также и распекаемый слуга-подхалим, и ребенок, получающий затрещину. Наоборот, высокие, сдерживаемые втуне притязания, гордыня, не соответствующая внешнему статусу, особенно благоприятны для пробуждения чувства мести,” – пишет Шелер [15, S.42f].
Если взглянуть на эту цитату с социологической точки зрения, то из нее следует один очень важный для изучения ресентимента момент. А именно: ресентимент всегда проявляется в неразрывной связи с определенной исторической и социальной констелляцией. Исследовать его – значит узнать, в рамках каких социальных условий он возник. Особенно тогда, когда Шелер говорит о социальном ресентименте, социальная среда понимается им как пространство, где ресентимент формируется как бы сам по себе, независимо от индивидуальных проявлений. Наряду с предрасположенностью к ресентименту тех или иных личностей, а также общими условиями его формирования, Шелер выделяет ресентиментные типы, существование которых не зависит от индивидуальных характеров и переживаний, поскольку они ® имеют свое основание в известных, типично повторяющихся человеческих “ситуациях”Ї [15, S.52]. Он имеет в виду не то, что каждый индивид, который находится в этих "ситуациях", обязательно должен впасть в ресентимент, а то, что ® эти “ситуации” за счет своего формирующего характера как бы заряжены некоторой дозой ‘опасности впасть в ресентимент”Ї [15, S.52].
1.2. Участники и формы социальных взаимодействий. Возникновение ресентимента предполагает не только социальный контекст, но и взаимность (Reziprozitдt). Попытка объяснить ресентимент, опираясь только на факторы социальной структуры, будет односторонней, если она вообще осуществима. Факторы социальной структуры имеют решающее значение, но важно учитывать не только их. Имеется в виду человек, который как самостоятельная свободная личность является центром актов любви, ненависти, стремлений, фантазии и т.д. При этом речь идет не об эгоцентрическом эмоциональном опыте, имеющем в большей или меньшей степени тенденцию к солипсизму. Ресентимент в отличие от эмоциональных состояний усталости, печали, бодрости и т.д. – социальное чувство, которое, как и чувство симпатии, стыда (Шелер), благодарности (Зиммель), существует и мыслимо только в определенной структуре интерсубъективности. Будучи ответным чувством, ресентимент предполагает действие другого человека. Вот почему на второй фазе должны быть описаны участники социального взаимодействия, а также формы и способы их действий. Возможные формы их отношений таковы: личность и личность в микросоциальном контексте; личности и группы, группы и группы в макросоциальном контексте; человеческое существо и социальная система. При этом важна не только форма взаимодействия, но и социальная среда (Milieu), в которой оно происходит. А стало быть, крайне желательно исследование тех “относительно естественных мировоззрений” (Шелер), которые составляют своеобразие каждой личности и каждого группы (класса, поколения, нации, народа, культурного круга и т.д.). Оно могло бы называться исследованием социальной среды (Milieuforschung), носить либо междисциплинарный, либо дисциплинарно-акцентированный характер (например, быть этнографическим или историческим) и проводиться разными методами (например, биографическим). Описание того, как и каким способом участники взаимодействуют, пойдет в двух направлениях: во-первых, следует описать процесс взаимодействия в целом; во-вторых, – используемые в нем личностно-значимые и социально-значимые средства (к ним относятся, язык, письма, законы, символы, определенные выражения, жесты и т.д.).
1.3. Тема социальных взаимодействий. Тема – это смысловой конструкт, на который направлены мой интерес и мое основанное на этом интересе внимание [см. 4, S.247ff]. Применительно к проблеме возникновения ресентимента тему можно трактовать двояко: с одной стороны, как момент, фиксирующий социальный контекст и форму взаимодействия, с другой стороны, как складывающийся на основе этих взаимоотношений конфликт. Своебразие ресентимента заключается в том, что он проявляется в быстротечном движении от надежды к разочарованию, от стремления к его отрицанию, от ожидания к смущению, от желания быть в безопасности к чувству страха, от желания быть свободным к чувству угнетенности и т.д. Поэтому тематика социальных взаимодействий, связанная с ресентиментом, имеет двойственное значение: во-первых, она касается вопросов: “чего я ожидаю?”, “к чему стремлюсь?” и т.д. как “для-того-чтобы” мотив [19, S.80f]; во-вторых, вопросов: “кем я оскорблен?”, “что меня уязвило?”, “отчего я чувствую себя слабым?” и т.д. как “потому-что” мотив [19, S.80f] в смысле непосредственной причины ресентимента. Речь идет о темах, которые могут быть представлены интерсубъективно: свобода, раса, безопасность, секс, блага, закон и т.д.
2. Фаза формирования. На этой фазе главное – описать, как, начинаясь с внешних событий и переходя во внутренние мучительные переживания, образуется ресентимент. Для адекватного понимания исходного чувства, а также феномена углубления и расширения ресентимента здесь может быть применен герменевтический анализ.
2.1. Исходный момент в образовании ресентимента. Важнейшим отправным пунктом в формировании ресентимента является, по Шелеру, импульс мести. Что же, собственно, превращает его в ресентимент? Условиями этого превращения являются сознание бессилия, вытеснение, торможение и перенос непосредственной ответной реакции. Главным условием сдерживания последней Шелер называет сознание собственного бессилия. Оно вызывает чувства подавленности, робости, боязни, страха, парализует способность открыто выражать свои чувства и действовать, как “подсказывают” аффекты. “Вытеснение” происходит тогда, когда аффект, желание наталкиваются на чувство немощи (если нет реальной силы или власти) либо запрет (если реальная власть есть, но по известным причинам ею нельзя воспользоваться). В отличие от скорого смирения, прощения, желания забыть вытеснение импульса и как следствие его торможение ведут к переносу акта мести на будущее, более подходящее время и таят в себе опасность ресентимента. И когда, наконец, такое угнетенное психическое состояние принимает форму внутреннего ожесточения и самоотравления личности, можно считать, что процесс образования ресентимента завершился. Как полагает Шелер, природа ресентимента такова, что в первую очередь ему подвержены те, кто служит, находится в подчинении, кто вчера был искренно предан авторитету, а сегодня нарвался на его жало.
Вторым отправным пунктом в формировании ресентимента являются зависть, ревность и стремление к конкуренции. Зависть возникает из напряжения между стремлением к благу, которым обладает другой человек, и невозможностью (неспособностью) это благо получить. Зависть к индивидуальной сущности и бытию другого человека Шелер называет экзистенциальной завистью. Ее вызывает само существование другой личности, воспринимаемое как "гнет", "вызов", умаление до ничтожных размеров собственной личности. Аналогичную природу имеет зависть к красоте, уму, принадлежности к более высокой (с точки зрения завидующего) расе, наследственным чертам характера, а также к недостижимым (для завидующего) богатству, принадлежности к более высокому сословию, славе, чести [см. 15, S.45].
Во всех этих случаях происхождение ресентимента обусловлено особого рода ценностным сравнением себя с другими – сравнением либо нашей ценности вообще, либо какого-то из наших качеств с ценностью или соответствующим качеством других людей. С ценностным сравнением связаны ревность, тщеславие, честолюбие, но также и выбор себе кого-либо (например, героя) за образец. Человек, который “заработал” себе ресентимент на зависти, – это типичное явление в обществе, основой которого стала “система конкуренции”. Отличительной особенностью последней Шелер считал внутреннюю и внешнюю безграничность стремления. Внешняя безграничность в такого рода общественной системе характеризуется тем, что все позволено сравнивать со всем.
2.2. Процесс переоценки ценностей. Если человек, будучи во власти ресентимента, не находит позитивного пути избавления от него и чувствует себя как бы загнанным в тупик, то обычно происходит иллюзорное “самоисцеление”, которое чревато множеством негативных последствий. Но корнем их является “переоценка ценностей”. Внутреннее напряжение между импульсом мести и бессилием, стремлением и немощью снимается созданием определенных ценностных иллюзий и формированием соответствующих оценок.
Феноменальное своеобразие создаваемых ресентиментом ценностных иллюзий (их Шелер называет “дискредитированием” давящих на психику чужих позитивных ценностей) заключается не в том, что последние как “позитивные” и “высокие” устранены из переживания человека, находящегося во власти ресентимента, поскольку их там якобы “нет в наличии” [см. 15, S.51]. Это своеобразие не в том, что они чувственно познаются как “хорошие”, а затем оцениваются как “плохие”. Здесь Шелер говорит о феномене органической лживости. Она встречается там, “где люди даже не успевает толком осознать, отвечает ли что-то их "интересам" или установке инстинктивного внимания, как уже в самом процессе воспроизведения в памяти определенного момента действительности ими делается соответствующая подмена, – пишет Шелер. – Тому, кто лжив, незачем больше лгать!” [15, S.67].
По мнению Шелера, ресентимент наиболее опасен как раз там, где он становится одним из источников заблуждений при постижении абсолютного порядка ценностей и претворении его в действительность. Имеются в виду “переворот в вечном порядке материальной этики ценностей” (Шелер), “фальсификация ценностных таблиц” (Ницше) и “desordre du coeur” (Фрингс).
3. Фаза эмансипации. Будучи своего рода внутренним беспокойством, ресентимент заставляет стремиться к освобождению от доставляемых им страданий. Пока идут поиски снятия внутреннего напряжения, он оставляет свои следы в разных областях жизни человека. Ресентимент затрагивает как эмоциональную сферу, так и разум, как оценки, так и формирование мировоззрения, как чувственное восприятие предметов, так и зону действия, причем не только на индивидуальном, эгологическом уровне, но и на уровне межличностных взаимоотношений. Он отражается на здоровье народа, сказывается в сфере образования, создает питательную почву для расовых конфликтов, приводит к войнам. В этом смысле ресентимент является не застывшим чувственным состоянием, а живой творческой силой, “властителем бессознательной сферы личности”.
3.1 Ресентимент и формы знания. Как уже говорилось, искаженные ресентиментом оценки оказывают воздействие на не только на мораль, но и на восприятие, на ожидания и воспоминания. В этом случае ресентимент направляет познание мира по определенному руслу. Человек, находящийся во власти ресентимента, имеет специфический взгляд на мир, который дает ему пищу для переживаний и определяет типичные формы протекания аффектов. Таким образом, возникает “стремление отвратить внимание от того, что мучает, объяснимое телеологией сознания” как непроизвольный способ добиться более острого ощущения жизни и дать выход подавленным витальным импульсам [см. 15, S.65]. Уклоняясь от позитивных моментов, ресентиментный тип ищет им противоположного и хватается за все, в чем хоть как-то может себя проявить. И по мере того, как это внутреннее движение прогрессирует, он, стремясь оправдать свою душевную конституцию, свой способ переживания ценностей, начинает непроизвольно “дискредитировать” само бытие. В конечном счете это приводит к фальсификации предметной картины мира. Искаженная ресентиментом картина мира, будучи фоном осуществляемых актов, постепенно превращается в фактор, способный наполнять действия смыслом, и в худшем случае может стать причиной “кризиса интерсубъективности”.
3.2 Распространение ресентимента в группе и массах. Здесь будут рассмотрены: 1) расширение предметной области ресентимента, 2) “омассовление” субъекта ресентимента и 3) способы распространения ресентимента.
1) Расширение предметной области ресентимента. Расширение круга объектов ресентимента начинается с процесса “вытеснения представления о конкретном объекте” – предмете первичных аффектов. Вытеснение представления о конкретном объекте происходит из-за того, что ощущение бессилия, которое блокирует эмоциональное и действенное выражение аффектов и возникает, например, вследствие постоянного давления авторитета, становится как бы беспредметным, и человек уже сам не отдает себе отчета в том, ® “чего” же он собственно опасается и боится, “перед чем” бессиленЇ [15, S.59]. Переход за порог внутреннего восприятия импульсов ненависти, зависти, мести к лишенному объекта смутному чувству Шелер рассматривал как процесс расширения предметной области ресентимента. Объяснить его можно следующим образом.
Допустим, меня охватил порыв ненависти по отношению к определенному человеку Х, и я прекрасно понимаю причину его действия, нанесшего мне морально-психологический урон, – теперь этот человек для меня невыносим. Но в той мере, в какой порыв "вытесняется" – а это не что иное, как нравственное преодоление, при котором эмоция и ее направленность ясно осознаются и действие сдерживается на основании четкой оценки, – аффект все более и более освобождается от определенной "причины", а в конечном счете, и от связи с конкретным человеком.
Сначала импульс ненависти распространяется на любые качества, действия, жизнепроявления человека Х, но потом на всё, что хоть как-то с ним связано – людей, отношения, даже на вещи и ситуации. “Аффект “иррадирует” во всех возможных направлениях” [15, S.60].
Когда в определенных условиях импульс ненависти освобождается не только от связи с конкретным (ненавистным) человеком Х, свойствами последнего и всем, что с Х связано, он превращается в негативную установку по отношению к определенным ценностно окрашенным феноменам – негативную, независимо от того, где и когда они даны, кто их носитель, плохо или хорошо ведет он себя по отношению ко мне.
Именно так формируется классовая ненависть, при которой “каждое внешнее проявление – жесты, одежда, манера говорить, ходить, вести себя, – обнаруживающее хотя бы намек на принадлежность к известному классу, сразу вызывает порывы ненависти и мести, в одних случаях, подобострастие, боязнь и страх – в других” [15, S.61].
“Омассовление” субъекта ресентимента. На стадии вытеснения происходит не только расширение предметной области ресентимента – сам вытесняемый аффект, не находя своевременной разрядки, начинает оказывать воздействие на социальную среду, вырываясь вовне за тесные рамки своего происхождения. Будучи вначале ограничен индивидуально-личностной сферой, ресентимент – в случае, если его носитель находит сочувствие и сострадание среди других людей, оказавшихся в плену ресентимента примерно по тем те же причинам, – как бы скатывается в один большой ком и становится коллективным ресентиментом. В этом смысле ресентимент вкупе с непроизвольным и произвольным чувственным заражением, которое происходит под влиянием личностных образцов, можно рассматривать как один из основных факторов социальной организации. Вот почему важным аспектом изучения социальной системы является исследование видов социальной организации малых ресентиментных групп, способов распространения ресентимента, путей его коллективизации и “омассовления”.
Способы распространения ресентимента. Ресентимент может передаваться от поколения к поколению. В этом случае он приобретает характер наследуемой традиции и передается через метафоры, символы, воспитание и т.д. Произведения изобразительного искусства (особенно сюжетные полотна), фотографии – тоже весьма действенное средство переноса ресентимента. Представим себе молодого еврея на выставке фотографий, посвященной истории геноцида евреев во время Второй мировой войны, например, в зале, где фотографии об Освенциме. Что останется в его сердце? Ресентимент! Фотографические образы делают возможным опосредованное участие в страданиях его народа. Ресентимент, пережитый, но не изжитый предками, “всегда наготове и рычит” [1, p.303]. Если же картины мира или основанные на ресентименте оценки разделяются большинством членов данного общества, то система воспитания и образования также становится важным каналом распространения ресентимента.
Три тезиса, предваряющих исследование ресентимента
Стремление автора ввести понятие “ресентимент” в рамки дискуссий современных социальных наук имеет под собой следующие основания.
Тезис 1. Ресентимент – повсюду. Каждое утро, читая газеты, особенно страницы, посвященные социальной политике, мы сталкиваемся с событиями и явлениями, которые шокируют и надолго врезаются в память. Это акты возмездия, самоубийства, преступления против детей, рост расистских настроений, терроризм, современные секты с их антигуманной направленностью, массовые убийства, войны и т.д. Если мы попытаемся докопаться до первопричин всех этих негативных феноменов, то обнаружим, что одной из главных является именно ресентимент. Нельзя сказать, что они коренятся только в ресентименте. Но можно со всей определенностью сказать, что ресентимент составляет неотъемлемый фон, на котором они возникают. Где речь идет о человеческих, социальных взаимоотношениях, точнее, о препятствиях на их пути, о кризисах интерсубъективности, чаще всего связанных с этосом, этносом, самоидентификацией, идеей равенства, классовым сознанием и т.д., там выявление ресентимента оказывается важным аспектом понимания и решения личностных, социальных и международных проблем. Таким образом, чтобы узнать истинное положение дел, необходим прямой и открытый взгляд на мир, позволяющий увидеть в нем не только счастье, порядок и гармонию, но и теневую сторону жизни людей – несчастье, хаос и дисгармонию.
Тезис 2. Не устранив ресентимент, невозможно добиться улучшения человеческих отношений, добрососедства, взаимного примирения, да и вообще позитивной нравственной интерсубъективности. Феноменологическое движение начала века можно назвать наукой о спасении (Erlцsungswissenschaft). В поисках пути практического спасения его основатели вынуждены были сначала выявить преграды, затрудняющие к нему доступ, т.е. рассмотреть обусловленные временем научные, нравственные, культурные, общественные и другие проблемы. В конечном счете, последние были квалифицированы как “кризис”. Примеры такого глубинного анализа эпохи – “О перевороте в ценностях” Шелера, “Кризис европейских наук” Гуссерля.
Плодотворность этих глубинных проникновений в плоть своего времени, сигнализирующих о его тревожном состоянии, заключалась не только и не столько в “критике”, сколько в выработке спасительной альтернативы. Так, Шелер создал объективную и систематически обоснованную этику ценностей, Гуссерль предложил новую концепцию “жизненного мира”.
Итак, чтобы заложить фундамент новой эпохи, требуются те, кто может сказать “нет” своему времени.
Тезис 3. Ресентимент со всеми его эпифеноменами необходимо сделать предметом социального исследования. Для нас очевидна необходимость начать исследование того, что социология не считала прежде своим предметом и даже рассматривала как табу. В самом деле, не скрываются ли в ранее запретной теме или в проблемной области, которую мало кто воспринимал всерьез, ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми?
Особенностью, определяющей облик современной социологии, является тенденция к формированию все новых направлений социологического поиска. Диапазон социологии наших дней простирается от социологии семьи до индустриальной социологии, от социологии знания до социологии социальных изменений, от социологии преступности до социологии литературы и искусства, от социологии спорта до социологии письменности.
Почему бы не быть “социологии ресентимента”?
Литература
- 1. Durkheim E. Die elementaren Formen des religiosen Lebens. Frankfurt-am-Mein, 1981.
2. Elias N. Was ist Soziologie? Juventus Verlag, 1933.
3. Frings M. S. Max Scheler. Von der Ganzheit des Menschen / Hrsg. von M.S. Frings. Bonn: Bouvier, 1991.
4. Grathoff R. Milieu und Lebenswelt. Frankfurt-am-Mein: Suhrkamp Verlag. 1989.
5. Husserl E. Die Kriese der europдischen Wissenschaften und die transzendentale Phдnomenologie. Husserliana. Bd. 6. Haag: Martinus Nijhoff, 1976.
6. Conrad W. Ressentiment in der Klassengesellschaft. Gцttingen: Verlag Otto Schwartz & Co, 1974.
7. Jaspers K. Allgemeine Psychopatologie. Berlin und Heidelberg: Springer-Verlag, 1948.
8. Landgrebe L. Philosophie der Gegenwart. Frankfurt-am-Mein: Ullstein Taschenbьcher-Verlag GmbH, 1957.
9. Mitscherlich A. Massenpsychologie ohne Ressentiment. Frankfurt-am-Mein: Suhrkamp Verlag, 1972.
10. Peirce C. S. Illustrations of the logic of science. Boston: Harvard University Press, 1932-1958.
11. Scheler M. Wesen und Formen der Sympathie. Gesammelte Werke, Bd.7 / Hrsg. von Manfred S. Frings. Bern: A Francke AG Verlag, 1973.
12. Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. Gesammelte Werke, Bd.2 / Hrsg. von M.S. Frings. Bern: A Francke AG Verlag, 1980.
13. Scheler M. Die Stellung des Menschen im Kosmos. Bonn: Bouvier Verlag, 1988.
14. Scheler M. Die Wissensformen und die Gesellschaft. Gesammelte Werke. Bd.8 / Hrsg. von Manfred S. Frings. Bern: A Francke AG Verlag, 1980.
15. Scheler M. Vom Umsturz der Werte. Gesammelte Werke. Bd. 3 / Hrsg. von Maria Scheler. Bern: A Francke AG Verlag, 1972.
16. Scheler M. Schriften aus dem NachlaЯ. Gesammelte Werke. Bd.10 / Hrsg. von Maria Scheler. Bonn: Bouvier, 1986.
17. Schoeck H. Der Neid. Eine Theorie der Gesellschaft. Freiburg-Mьnchen, 1968.
18. Schьtz A. Studien zur phдnomenologischen Philosophie. G.A.III / ьbersetzt und Hrsg. von A.v.Baeyer. Den Haag, 1971.
19. Schьtz A. Das Problem der sozialen Wirklichkeit. G.A.I. / Ьbersetzt von Benita Luckmann und Richard Grathoff. Hrsg. M. Nijhoff. Den Haag, 1971.
20. Sombart W. Der Bourgeois. II. Buch. Mьnchen-Leipzig, 1913.
Перевод с немецкого
кандидата философских наук А.Н.Малинкина