Социологический журнал

Номер: №1 за 1994 год

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА "ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ"

В 1992 г. Комитет по высшей школе Российской Федерации при поддержке Международного фонда «Культурная инициатива» объявил открытый конкурс на подготовку учебников, учебных пособий, хрестоматий, справочников и словарей по общественным наукам. Конкурс проводился по следующим направлениям: философия, логика, социология, политология, социальная работа, экономика, история, право, культурология, педагогика и психология. На предварительном этапе конкурса независимые эксперты отобрали заявки на книги, при этом имена их авторов не были известны. Очередной этап экспертизы, на котором подводились итоги работы, состоялся осенью 1993 г.: ведущие специалисты определили качество и степень подготовленности представленных рукописей с тем, чтобы издать их пробным тиражом. В дальнейшем книги, получившие высокую оценку научно-педагогической общественности и студентов, будут опубликованы массовыми тиражами.

Результаты рассмотрения рукописей кажутся не вполне утешительными. Из 38 работ по философии рекомендовано к печати 10, остальные направлены на доработку либо отклонены; из 9 работ по логике принято 3; из 12 работ по политологии принята одна; по социальной работе (новая специальность) из 7 прошла одна; из 26 экономических работ принято 6; из 17 исторических работ прошли 5; по праву рассматривалась одна работа, она же и принята к изданию; из 17 культурологических работ принято 8; по педагогике и психологии представлено 20 работ и принята одна. Некоторым авторам предложено доработать рукописи, после чего они будут рассмотрены дополнительно.

Что касается социологии, то из 10 рукописей, прошедших первые стадии экспертизы, подготовленными признаны учебник М.С. Комарова «Введение в социологию», учебное пособие «История социологии XIX века», подготовленное коллективом авторов под руководством Ю.Н. Давыдова, тексты по истории социологии XIX века (ответственный редактор и руководитель авторского коллектива В.И. Добреньков), хрестоматия по социологии религии, составленная В.И. Гараджой и Е.Д. Руткевич, учебник «Социология» С.С. Фролова.

Неподготовленными оказались учебник «История социологии», прекращена подготовка учебника «Введение в социологию», четырехтомной хрестоматии по истории социологической мысли в России, США, Великобритании и Франции, трехтомной хрестоматии по истории западной социологии. Пятый проект — библиографический указатель по западной социологии был отклонен еще на первом этапе экспертизы. Руководитель всех пяти неудачных проектов — профессор В.И. Добреньков, декан социологического факультета МГУ. Причина неудачи заключается не столько в неудовлетворительной проработке материала, сколько в невыполнении требуемого объема работы. Некоторые рукописи подготовлены на 30%, другие не более чем на три четверти. Социологи из Московского университета взялись подготовить в кратчайший срок пять книг, общий объем которых исчисляется тысячами страниц. Вероятно, авторы недостаточно объективно оценили свои возможности и в результате значительная часть субсидий, выделенных на издания по социологии, была потрачено зря. Здесь необходимо отметить, что заявки на получение грантов рассматривались анонимно — имен авторов эксперты не знали. И еще из неудач: рукописи учебных пособий Н.И. Лапина и И.Г. Петрова не были представлены в установленные сроки.

Таким образом, из 11 проектов, которые почти «дошли до финиша», осталось всего пять. Назовем их еще раз. Это учебники авторского коллектива под руководством Ю.Н. Давыдова, хрестоматия В.И. Гараджи и Е.Д. Руткевич, хрестоматия В.И. Добренькова, учебники М.С. Комарова и С.С. Фролова. Если сопоставить общий итог социологического направления со средними показателями всего конкурса, то ситуация не покажется экстраординарной: из 170 субсидированных работ рекомендованы к печати, в том числе с доработкой, 102. Это составляет 60%. Социологи близки к среднему уровню.

Несомненный интерес для социологов представляют и некоторые работы по сопредельным обществоведческим дисциплинам, получившие положительную оценку и рекомендованные к опубликованию. Это учебник под редакцией Е.К. Войшвилло «логика и теория познания», учебник для гуманитарных вузов «Логика», написанный Ю.В. Ивлевым.

Вне зависимости от того, как оценивать общие результаты конкурса, в ходе его проведения обнаружилось, что для многих российских обществоведов само участие в конкурсе — дело непривычное. Некоторые квалифицированные специалисты не стали подавать заявки на учебники, поскольку узнали о конкурсе из газеты и не отнеслись к этому факту серьезно. Далеко не все участники сумели точно соблюсти договорные обязательства, предусмотренные грантом. В данном случае невыполнение работы не влекло за собой взыскания выплаченных сумм. Со временем российскому научному сообществу станет ясно, что отношения контракта являются более жесткими, чем отношения в «административной системе», где, как правило, можно было договориться об исключениях. По всей вероятности, скоро профессиональная карьера научных сотрудников и преподавателей будет существенным образом зависеть от их умения побеждать на различного рода конкурсах. Этот год готовит социологам новые испытания.

версия для печати