Социологический журнал

Номер: №2 за 2002 год

ИСТОРИЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ / Пер. с англ. Н. В. Деминой

Джонстон Б.


Джонстон Барри (Barry Johnston) — профессор Университета штата Индиана (США).

Фрагмент из книги Б. Джонстона публикуется с любезного разрешения автора. Перевод выполнен по изданию: Johnston B.V. Pitirim A. Sorokin: An intellectual biography. Lawrence, Kansas: Universtity Press of Kansas, 1995. P. 39-143, 149.


В 1940 – начале 1941 гг. практически все внимание Сорокина поглощали кадровая проблема, уменьшающееся число приглашений, потеря аспирантов и раздоры в отделе. Когда выдавалась свободная минутка, он писал. Его основные усилия были направлены на подготовку заключительного тома работы "Динамика. Кризис нашего века" и на анализ современного состояния американской социологии и социальной науки. В это же время А. Лоуренс Лоуэлл* предложил ему выступить с престижными лекциями. Стоит отметить, что Лоуэлл имел обыкновение посылать письма избранным сотрудникам факультета [Гарвардского университета] и административным работникам, спрашивая их совета и рекомендации, кого пригласить, чтобы прочесть цикл лекций. Среди кандидатов, предложенных Л.Дж. Хендерсоном, было имя Толкотта Парсонса, которого он считал "джентльменом, ученым и чрезвычайно толковым человеком среди людей, редко имеющих хотя бы два из этих трех достоинств"1. Лоуэлл проигнорировал это предложение и пригласил Сорокина2, назвавшего свои лекции "Сумерки сенситивной культуры". Выбор Лоуэлла укрепил пошатнувшийся было престиж Сорокина в университете. Это было также добрым знаком: Лоуэлл поддержал его в трудную минуту. Позднее Сорокин заметил: "Лекции были хорошо приняты и вместе с моими заметками из "Динамики" позднее были опубликованы в "Кризисе нашего века""3.

В декабре 1940 г., готовясь к Лоуэлловским лекциям, Сорокин на заседании Американского социологического общества распространил явно рассчитанный на конфронтацию текст. Помимо атаки на оппонентов Сорокина, доклад содержал критику современной социологии и общественной науки. В пророческом, высокомерном тоне, напоминающем анализ работ Гольденвейзера в "Динамике", Сорокин представил общественную науку перед "Высшим Судом Истории". Позднее, в "Декларации Независимости Общественных наук", Сорокин утверждал, что предсказанный им кризис наступил, а его критики ошибались.

Большинство коллег Сорокина холодно встретили это послание. Многих оттолкнуло его высокомерие, а также то, что доклад был простым переложением старой работы. Однако Рид Бэйн, редактор "American Sociological Review", с одобрения Сорокина послал доклад на рецензирование для возможной публикации. Заключение было отрицательным. Письмо Бэйна Сорокину от 23 января с отказом затерялось в офисе журнала. Бэйн случайно нашел его лишь месяц спустя и отослал адресату 27 февраля 1941 г. К сожалению, негативное решение вместе с запоздалым уведомлением стало причиной разрыва их более чем десятилетней дружбы.

В своем письме Бэйн отмечал, что издатели нашли слишком мало "нового" в работе, чтобы принять ее к публикации. Они посчитали, что большинство членов социологического общества были знакомы с посланием и, как заявил Бэйн, "парни уже досыта наелись" докладом Сорокина "и вряд ли смогут переварить еще одну порцию". Также в письме говорилось, что стиль статьи "был более агрессивным, чем мы привыкли видеть в научных публикациях"4.

Сорокин разгневался. Он посчитал "непростительным", что его вовремя не проинформировали о решении редакции, и потребовал возвратить доклад. К этому он добавил: "Могу сказать, что я кое-чего достиг в социологии. В большинстве случаев статьи, публикуемые в Review, не поднимаются выше самого низкого уровня, так что решение вашей политической фракции не публиковать мою статью… кажется мне мало аргументированным"5. Сорокин закончил письмо угрозой выйти из членов социологического общества.

Бэйн занял сторону своих рецензентов, заявив, что "Review" публикует качественные статьи; он был возмущен обвинением в том, что политические соображения возобладали над содержательными аргументами. В личной записке Сорокину он пишет, что рассматривает себя как одного из его друзей, восхищается его работой и выражает надежду, что их личная дружба останется незатронутой конфликтом6. Однако Сорокин считал иначе. Началась переписка с взаимными упреками. Сорокин обвинил Бэйна в политических интригах, публикации статей, достойных мусорного ведра, и содействию общему упадку социологии как [научной] дисциплины. Сорокин потребовал назвать имена рецензентов и прислать их критические замечания с тем, чтобы поместить эти замечания в качестве сноски в своей статье, которую вскоре должны были опубликовать в журнале Social Science. Бэйн послал ему изложение рецензий, но не назвал никаких имен. Если Сорокину нужно кого-то обвинять, — заметил он, — пусть обвиняет самого себя. Он [Бэйн] — редактор и он принял решение; он несет ответственность за журнал и будет стоять на своем7. Когда статья Сорокина была опубликована, в ней не было никакой сноски; в комментарии редактора говорилось, что доклад был представлен на собрании социологического общества 29 декабря 1940 г.

О глубине разрыва свидетельствует письмо Бэйна Сорокину, отправленное накануне Рождества 1941 года:

Дорогой Сорокин,
Праведные и неправедные обычно создают друг другу неудобства. Разница между нами состоит в том, что я признаю, что Вы, возможно, правы, а я не прав. Вы думаете, что каждый, кто ставит под сомнение Вашу точку зрения, — [Ваш] личный враг. Обратите внимание на свое ego, сэр! У Вас есть иллюзии по поводу собственного величия и наличия заговора против Вас, и Вы начинаете выглядеть смешным в глазах многих людей, которые не являются ни собаками, ни глупцами. Мне очень неприятно говорить об этом, потому что я питаю к Вам симпатию и восхищаюсь Вами во многих отношениях — хотя я понимаю, что Вы не поверите моим словам8.

Бэйн и Сорокин оставались в напряженных отношениях в течение долгого времени. Характер Сорокина стоил ему не только дружбы. Он потерял потенциального влиятельного союзника в мэйнстриме социологии в то время, когда его работа могла оказаться под огнем серьезной критики.

В 1941 г. были опубликованы как "Кризис [нашего века]", так и 4-й том "Динамики". "Кризис" — переходная книга: во-первых, она содержит глубокий анализ увядающей сенситивной культуры; во-вторых, она является важным свидетельством перехода Сорокина к пророческой социологии.

Публикация этих книг и "Декларации независимости" повлекли за собой конфликт Сорокина с ведущими социологами, чрезвычайно низко оценившими его работы. Все шло к тому, что социологи отдалялись от Сорокина, а вскоре многие стали его полностью игнорировать.


* Лоуренс Лоуэлл А.(Lowell, Abbott Lawrence, 1856-1943) — политический деятель, в 1909-1933 годах президент Гарвардского университета. — Прим. перев.

1 Письмо Хендерсона Лоуэллу от 28 февраля 1940 г. Маловероятно, что Сорокин знал что-либо о рекомендациях Хендерсона. Однако вполне можно предположить, что он был бы польщен, если был бы выбран по рекомендации последнего. — Здесь и далее примечания Б. Джонстона.

2 Письмо A.Л. Лоуэлла П.А. Сорокину от 22 марта 1940 г. (USSA*, общий файл "L"). *USSA — Объединенный архив социальных наук Гарвардского университета. — Прим. перев.

3 A Long Journey: The autobiography of Pitirim A. Sorokin. New Haven, Conn.: College and University Press, 1963. Р. 263.

4 Письмо Р. Бэйна П.А. Сорокину от 23 января 1941 г. (USSA, файл American Sociological Review).

5 Письмо П.А. Сорокина Р. Бэйну от 3 марта 1941 г. (USSA, файл American Sociological Review).

6 Письмо Р. Бэйна П.А. Сорокину от 5 марта 1941 г. (USSA, файл American Sociological Review).

7 Детали этой переписки найдены в письме П. Сорокина Р Бэйну от 10 марта 1941 г. и в письме Бэйна Сорокину от 15 марта 1941 г. (USSA, файл American Sociological Review).

8 Письмо Р. Бэйна П.А. Сорокину от 24 декабря 1941 г. (USSA, файл American Sociological Review). В этой коллекции писем не существует, однако, ни одного указания на то, почему Бэйн написал это письмо или на что он реагировал. Общее обвинение в том, что люди, не соглашавшиеся с Сорокиным, теряли его дружбу, не совсем верно. Между Сорокиным и многими его критиками существовал длительные теплые отношения. Что касается рассматриваемой ситуации, то конфликт между Бэйном и Сорокиным был урегулирован только в декабре 1952 г. См. письмо от Сорокина Бэйну от 9 декабря 1952 г. (USSA, файл Read Bain). Сорокин тепло ответил на приглашение, сделанное Бэйном, и они восстановили свои отношения. В архиве есть несколько писем, написанных в дружеском тоне; последнее датировано 6 мая 1963 г.

версия для печати