Социологический журнал

Номер: №3 за 1997 год

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ БЕДНОСТИ И БОГАТСТВА*

Тапилина В.С.

Тапилина Вера Сергеевна — старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства Сибирскою отделения РАН.

Адрес: 630090 г. Новосибирск, ул. Ильича, л. 3, кв. 70; тел.: (383-2) 35-65-41: e-mail: [email protected]

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант 97-03-04414.


Субъективная составляющая социального расслоения — система представлений о неравенстве по материальному благосостоянию, его допустимости, обоснованности, масштабах, глубине, происхождении — играет важную роль в социальных изменениях. Восприятие населением материально-имущественного расслоения, приверженность тем или иным распределительным идеологиям оказывают существенное воздействие на возможности трансформации общественных систем.

В статье рассматриваются результаты двух социологических исследований, проведенных автором в 1996 году в селах и городах Новосибирской области. В опросе сельского населения использовались открытые вопросы, полученные ответы кодировались в соответствии с категориями переменных. При обследовании городского населения применялись формализованные интервью и сконструированные шкалы для самозаполнения. Респондентам задавали следующие вопросы:

— Как вы думаете, почему люди бывают бедными?

— Если говорить в целом о причинах бедности, то от чего она чаще зависит: от самих людей или от внешних обстоятельств?

— Почему, по вашему мнению, люди становятся богатыми?

— Если говорить в целом о причинах богатства, то от чего оно чаще всего зависит: от самих людей или от внешних обстоятельств?

Было выделено четыре группы причин бедности и богатства: индивидуальные — желание добиться лучшего, обладание некоторыми природными и приобретенными качествами, достигнутый социально-экономический статус, определенные черты образа жизни (пьянство, алкоголизм); семейные — социально-экономический и демографический статус собственной семьи, а также социально-экономическое положение родительской семьи; социально-экономические — занятость, возможности, создаваемые обществом для изменения материального положения, социальная политика государства; ситуационные — болезни, несчастья, везение, удача и пр.

В ходе исследования проверялось несколько гипотез. Предполагалось, что население наиболее часто увязывает бедность и богатство с личным вкладом, личными качествами и достижениями человека. Данная гипотеза основывается на том, что деятельность человека, обеспечивающая ему тот или иной материально-имущественный статус, (равно как и деятельность в любой другой сфере) — это осознанное выдвижение целей и усилия по их достижению. Предполагается, что человек соотносит достигнутый уровень материального благосостояния прежде всего с собственными усилиями. Мероприятия государства, его социальная политика служат в большей мере залогом благосостояния всего общества, роста или уменьшения числа бедных и богатых, чем непосредственной причиной бедности и богатства отдельного человека. В то же время достоинства и недостатки социально-экономической системы на индивидуальном уровне могут восприниматься как "катализаторы" социального продвижения или, наоборот, как их барьеры. Однако оценить социально-экономическую систему с этой точки зрения рядовому человеку труднее, чем роль собственных усилий и заслуг. Поэтому значимость объяснительных переменных, связывающих богатство и бедность с несовершенством социально-экономической системы, может быть ниже, чем значимость причин индивидуального характера.

Другая гипотеза состоит в том, что представления о причинах бедности и богатства не являются универсалистскими, разделяемыми большинством населения: общество поделено на группы, придерживающиеся разных взглядов на происхождение бедности и богатства. Основанием для такого предположения служат результаты некоторых исследований, в том числе и полученные автором [3]. Вопреки распространенному мнению о социальном иждивенчестве, ориентациях на социальное попечительство как об одной из самых характерных черт сознания населения страны, эти данные свидетельствуют о достаточно высокой значимости в представлениях людей индивидуальных усилий, индивидуальной ответственности за свою судьбу, а также о примерно одинаковом числе сторонников разных взглядов на эту проблему.

Наконец, наибольшие различия во взглядах скорее всего будут наблюдаться между респондентами с различными материально-имущественными и профессионально-должностными статусами; между занятыми в разных секторах экономики; между представителями разных поколений.

Анализ результатов показал, что ни одна из объяснительных переменных не может претендовать на роль главной, поддерживаемой основной массой городского и сельского населения. В наибольшей степени на эту роль претендует у городского населения низкий профессионально-должностной статус (52% ответов), а у сельского — лень, отсутствие стремления, старания изменить жизнь к лучшему (44%).

Представления об отдельных причинах бедности и их иерархии у городских и сельских респондентов весьма различны. Наиболее согласованы оценки относительно роли пьянства (второе место и в городе, и в селе), способностей, деловых качеств, активности (пятое место и в городе, и в селе), а также такого фактора, как происхождение из бедной семьи (седьмое и восьмое место, соответственно). Самые противоречивые мнения высказываются об усердии и личном вкладе человека (шестое место в городе и первое в селе) и большом количестве нетрудоспособных членов семьи (третье и девятое место, соответственно).

Взгляды на причины и источники происхождения богатства, на меру ответственности человека и социально-экономической системы за материальное благосостояние каждого отдельного члена общества в целом консистентны объяснениям причины бедности. Представления о богатстве во многих случаях являются зеркальным отражением взглядов на причины бедности. К числу наиболее распространенных объяснений происхождения богатства городские жители относят прежде всего высокую должность, затем способности и другие личные качества, и, наконец, социальное происхождение, обеспечившее благоприятные стартовые возможности. Сельские жители по этому поводу высказываются так: государство де больше заботится о богатых, чем о бедных; для достижения богатства необходимы определенные способности и деловые качества (так же думают и городские жители), и, кроме того, важны усердие, упорный труд и большое желание достичь цели. Распределение опрошенных по агрегированным переменным приведено в табл. 1.

Таблица 1

Представления городских и сельских жителей о причинах бедности и богатства, %

Причины Городские жители Сельские жители
бедность богатство бедность богатство
Индивидуальные 51 62 54 49
Семейные 19 24 8 6
Социально- экономические 12 12 24 37
Ситуационные и пр. 18 2 14 8

Городские и сельские жители примерно одинаково оценивают значение индивидуальных характеристик человека, однако, респонденты заметно расходятся во взглядах на роль семьи. Горожане среди причин бедности и богатства намного чаще упоминают стартовые условия, которые обеспечивает семья, и статус собственной семьи. В высказываниях сельских жителей в два раза чаще, чем у городских встречаются причины социально-экономического характера: потеря работы, невыплаты заработной платы, безразличие государства к проблемам бедных, неприемлемость санкционированных новым экономическим порядком способов зарабатывания денег — спекуляции, обмана, наживы за счет других. Представления как городского, так и сельского населения являются своего рода проекцией личности. Во-первых, в соответствующих оценках отражаются ее природные способности и приобретенные деловые качества: во-вторых, такие представления — результат концентрации усилий на преодоление материальных проблем (эта точка зрения, как уже отмечалось, намного чаще присуща сельским жителям, чем городским), в-третьих, подобные взгляды одновременно и характеристика статусных возможностей человека (данного мнения чаще придерживаются городские жители).

Вместе с тем частота упоминаний не обязательно свидетельствует, что названная причина является решающей или главной. Для уточнения ситуации респондентам было предложено взвесить величину "вклада" в бедность и богатство самого человека и внешних по отношению к нему сил и обстоятельств (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос "От чего чаще всего зависит бедность и богатство?", %

Варианты ответов Городские жители Сельские жители
бедность богатство бедность богатство
От самих людей 17 21 34 44
От внешних обстоятельств 24 19 31 21
В равной мере от упомянутых обстоятельств 53 52 33 30
Затруднились ответить 6 8 2 5

Имеются многочисленные группы людей, придерживающихся противоположных точек зрения и по всей вероятности, по-разному представляющих как способы достижения богатства, так возможные пути преодоления бедности. Одни рассчитывают на собственные усилия, другие — на помощь остальных членов общества. В селе заметно выше доля людей, полагающих, что бедность — это результат недостаточности собственных усилий. Одновременно среди сельских жителей больше, чем среди горожан, тех, кто считает повинным в бедности только общество, его устройство, порядки, законы, политика. По мнению же половины городских жителей, в бедности виноваты в равной мере как сами люди, так и несправедливое общество. Особенности представлений городских и сельских жителей обусловлены в конечном счете условиями жизни этих двух социально-территориальных групп. С одной стороны, это более высокое чувство уверенности и независимости, порождаемое в деревне близостью к земле, с другой — более заметное, чем в городе, размежевание во взглядах, обусловленное высокой концентрацией бедности и ее застойным характером, высоким уровнем социально—экономического расслоения.

Что касается представлений о происхождении богатства, то, по мнению сельских жителей, это зависит в первую очередь от самого человека, а с точки зрения горожан, богатство — это в равной мере результат усилий человека и влияния социально-экономических условий. Примерно одинаковое количество городских и сельских респондентов рассматривают богатство как следствие причин, практически не зависящих от воли и желания самих людей. Но в целом, как при объяснении причин бедности, так и богатства опрошенные чаще придерживаются точки зрения (полностью или частично), что человек может противопоставить себя обстоятельствам, самостоятельно преодолевать бедность и добиваться материального преуспевания.

По данным Института Гэллапа, 72% американцев полагают, по крайней мере частично, что в бедности повинен сам человек [4, р.88]. Это означает, что любой может преодолеть неблагоприятные обстоятельства, если приложит усилия. Среди новосибирских респондентов причиной бедности считают отсутствие усилий 31% горожан и 44% сельчан, в целом же 67% в той или иной степени связывают причины бедности с личными усилиями людей.

Одно из объяснений близости представлений русских и американцев, видимо, связано социально-экономической ситуацией второй половины 1970-х годов. В США тогда активно реализовалась программа "всеобщего благоденствия", государство проводило сильную социальную политику.

Характеристики социального положения людей (пол, образование, профессия, должность) не оказывают устойчивого воздействия на приверженность тем или иным взглядам. Исключениями являются для горожан возраст, для сельских респондентов — уровень образования. В данном случае значения статистических коэффициентов (Крамера, V и Z-статистики), подтверждают наличие связи между рассматриваемыми признаками. Вместе с тем оценка вклада отдельных характеристик человека — его характера, природных способностей, достижений и заслуг в собственное материальное процветание неодинакова в различных социально-профессиональных и социально-должностных группах: в одних случаях акцент делается на роли упорного труда, в других — на способностях, деловых качествах, в третьих — на высокой должности, высоком служебном положении, власти. Так, предприниматели, коммерсанты, владельцы собственного дела главным средством достижения богатства называют усердие, работу "до седьмого пота". Руководители и специалисты основным считают наличие природных способностей и приобретенных качеств — деловой хватки, настойчивости, уверенности в себе, умения быстро оценивать ситуацию и извлекать из этого выгоду. Неквалифицированные рабочие видят самый надежный путь к богатству в высоком служебном положении, должности и власти.

Социальная обусловленность представлений о причинах бедности и богатства более отчетливо проявляется в оценках собственного места, занимаемого в социальной иерархии, и места, занимаемого в иерархии по материальному благосостоянию. Так, сельские жители, находящиеся на самой нижней ступени социальной иерархии, рассматривают социальный порядок как главный барьер на пути к богатству, поскольку для преодоления этого барьера у них нет либо возможностей, либо им этого не позволяют сделать нравственные нормы. Те, кто высоко оценивает свое социальное положение, наоборот, в большинстве случаев придерживаются той позиции, что материальное благополучие находится в руках самих людей и что социально-экономическая система не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на достижение такой цели как богатство (рис. 1).

Рис. 1. Представления о причинах богатства и бедности в сельских семьях с разным социальным положением

Представления о причинах бедности и богатства являются элементами системы экономических установок населения, поэтому правомерно ожидать их корреляции с материальным положением семей или отдельных индивидов. Чем выше в семье оценивают свое материальное положение, тем чаще источником богатства считается "человеческий капитал"; чем хуже материальное положение, тем чаще богатство рассматривается как результат несправедливой системы распределения, закрытости каналов или ограниченности шансов продвижения наверх, невнимания общества к социальным проблемам низших слоев (рис. 2). Экономические представления людей не являются отражением их благосостояния, измеряемого в рублях. Они корректируются, по всей вероятности, удовлетворенностью занимаемым социальным положением, социальными сравнениями и формирующейся на их основе оценкой социальной справедливости получаемого вознаграждения. В то же время не исключено, что здесь сказывается расхождение между учитываемыми и фактическими доходами населения.

Таким образом, наиболее распространенными оказались представления о зависимости бедности и богатства от личных качеств и достижений. Достоинства и недостатки социально-экономической системы, воспринимаемые как "катализаторы" (или ограничители) социального продвижения, заметно уступают по частоте упоминания.

Однако лишь пятая часть горожан и 35-40% сельских жителей ставят бедность и богатство в прямую зависимость от природных способностей, деловых качеств, концентрации усилий на преодолении материальных проблем, личных заслуг и достижений. 19-24% городских респондентов придерживаются противоположных взглядов, считая, что бедными или богатыми люди становятся в первую очередь благодаря социально-экономическому порядку в обществе. Среди сельских жителей сторонников такой точки зрения несколько больше, чем в городе. Тем не менее они уступают по численности группе сельчан — сторонников индивидуалистической ориентации. От трети до половины всех опрошенных в городе и селе занимают промежуточную позицию, считая, что как бы сам человек ни старался, какими бы достоинствами и заслугами ни обладал, его бедность и богатство будут зависеть в такой же мере от экономики, социальной политики, законов.

Рис. 2. Представления о причинах бедности в семьях с различным материальным положением, %

Выделяются три достаточно большие группы людей. Одних можно назвать приверженцами индивидуализма и благоприятной средой для поддержки либеральных взглядов на соотношение роли человека и государства в организации социально-экономической жизни. Вторые являются сторонниками государственного патернализма и, вероятно, больше других обладают способностью воспринимать социалистическую идеологию. Третьим (наиболее многочисленная группа) ближе позиция социального партнерства человека и государства, являющаяся характерной чертой современных социально-демократических доктрин.

Отсюда, в частности, следует, что потенциальной оппозиционной средой по отношению к проводимому курсу либеральных рыночных реформ являются не только сторонники государственного патернализма и социалистической распределительной идеологии, но и люди, стоящие на позициях социального партнерства, поскольку они достаточно высоко оценивают регулирующую роль государства в собственной жизни. Это также свидетельствует о нестабильности российской общественной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Eitzen D.S. In conflict and order: Understanding society. Boston, 1978. P. 77-95.

версия для печати