Социологический журнал

Номер: №2 за 1995 год

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЭСТОНИИ

Лайдмяэ В.М.

ЛАЙДМЯЭ Вирве-Инес — научный сотрудник Института международных и социальных исследований Академии наук Эстонии

Когда в 1988 году в Эстонии началась "поющая революция", многие оказались неподготовленными к тому, что с обретением независимости придется жить своим умом и в пределах своих возможностей, что ничто больше не дается бесплатно и что в период экономического спада государство вынуждено сокращать расходы на науку, искусство, образование. Происшедшие сдвиги существенно повлияли на образ жизни людей, их ценностные ориентации, проведение досуга, в том числе потребление искусства.

В период, предшествовавший перестройке, число тех, кто проявлял интерес к искусству, постоянно росло. Опросы, проведенные в 1985-1993 годах Академией наук Эстонии, показывают: чтение художественной литературы (по меньшей мере одну-две книги за полгода) отметили 90% трудоспособного населения, посещение театра и художественных выставок (по меньшей мере раз-два в год) соответственно 84 и 71%. Число интересующихся искусством росло и в тех социально-демографических группах, которые прежде проявляли пассивность. Например, среди колхозников доля посетителей художественных выставок за 10 лет (с 70-х по 80-е) удвоилась — с 18 до 36%. В основе описанной ситуации лежала благоприятная установка по отношению к искусству — 72% опрошенных назвали его существенной для себя сферой жизни. Эти данные относятся к 1985 году.

Какова теперь популярность отдельных видов искусства? О происшедших сдвигах дает представление табл. 1. Возьмем графу "читаю художественную литературу по крайней мере один-два раза в месяц". Разница в показателях 1985 и 1993 годов 84 и 67% соответственно — говорит сама за себя. За год не прочитали ни одной книги (не считая учебной литературы) в 1985 году 2,6% респондентов, в 1993 — уже 12%.

Если бы 5-Ю лет назад кто-то предположил, что вскоре возникнут затруднения с заполнением кинозалов зрителями, ему бы просто не поверили, ведь еще в 1985 году один-два раза в год посещали кинотеатр 88% трудоспособного населения Эстонии. Теперь же работники кинотеатров вынуждены прибегать к различным ухищрениям, чтобы заманить зрителя. По данным 1993 года, в кино ходят лишь 54% опрошенных.

Наблюдается падение интереса и в отношении других видов искусства. Так, число посетителей театров, концертов классической музыки и выставочных залов сократилось в 1,5 раза.

Ситуация усугубляется тем, что на государственном уровне все внимание обращено сейчас на развитие рыночной экономики, Но существование искусства немыслимо без централизованной помощи, без государственной дотации, поскольку условия хозрасчета средств для него не предусматривают. В результате из-за материальных трудностей грозит роспуск единственному в Эстонии симфоническому оркестру; хотя много говорится о необходимости обеспечить преемственность развития науки в республике, заметный урон нанесен Институту языка и литературы АН Эстонии; из-за недостатка средств сокращает объем своих передач эстонское радио, причем в первую очередь за счет художественных программ и трансляции серьезной музыки; экраны наводнены эротическими, детективными и приключенческими лентами.

Потребление искусства не только сокращается, меняется и его суть, снижается качество художественного восприятия. Замена художественной культуры массовой, коммерческой не может не оказать негативного влияния на духовный потенциал населения. Попытаемся обосновать это утверждение с помощью данных социологического исследования. С этой целью проанализируем, как относятся к искусству и чего ждут от него люди с разными жизненными установками, как они проводят свой досуг, и прежде всего — какое место занимает сегодня сфера искусства среди других жизненных ценностей.

Ценностные ориентации людей проявляются в выборе ими тех сфер жизнедеятельности, которые они считают жизненно необходимыми. В 1993 году первостепенность для себя семьи, здоровья, детей отметили 88-93% респондентов, 82% назвали материальное благополучие. Примечательно, что любовь для семейной жизни опрошенные сочли не столь важным фактором (табл.2). Очевидно, признавая ее необходимость, они связывают удовлетворение семейной жизнью прежде всего с доброжелательными отношениями, взаимопониманием супругов, материальной обеспеченностью и, самое главное — с успехами и благополучием детей.

Установка, которая на шкале ценностных ориентации обычно конкурирует с семьей — это обеспокоенность загрязнением окружающей среды и природы (90%). В Эстонии степень урбанизации достаточно высока, 71 % населения живет в городах. Не удивительно, что 64% ответивших на анкету проводят досуг на природе, стремясь тем самым поправить свое здоровье.

Процессы обновления в республике выводят на первый план такие ценности, как независимость и свобода (74%). 65% опрошенных хотят быть в курсе событий политической жизни в Эстонии и в бывшем СССР, конфликтных ситуаций во всех уголках мира и т.п. Здесь тоже наблюдается некоторый сдвиг в жизненных установках: в 198 5 году информированность о событиях в мире считали важной для себя 79% трудоспособного населения Эстонии. В период обретения независимости многие проводили время у радиоприемников и телевизоров, пристально следили за газетами. Уменьшение показателя — с 79 до 65%, на наш взгляд, говорит о том, что в Эстонии люди устали от сверхактивного политизирования и теперь стремятся избегать острых проблем. Это подтверждается и ответами на другие вопросы анкеты. Так, "очень интересуются" политикой и общественной жизнью 21 % женщин и 30% мужчин, не участвуют в политике 88% женщин и 77% мужчин.

Таблица 1.

Активность в потреблении искусства трудоспособным населением Эстонии в 1985 и 1993 гг., %

Виды деятельности Годы Почти каждый день Раз в неделю Раз в месяц Раз в полугодие Раз в год Совсем не делают этого Нет ответа
Читают художественную литературу 1993 22.4 24.7 20.1 9.6 6.7 10.2 6.3
1985 32.3 35.5 16.2 5,4 2.5 3.9 4.3
Посещают:
кино 1993 16 17..9 20.3 32 13.8
1985 56.2 21.4 10.1 7.6 4.7
театры 1993 8.3 21 26 33 11.7
1985 27.1 36.3 20.3 11.1 5.2
концерты популярной музыки 1993 2.3 13.9 25.5 47.7 10.6
1985 11.8 31.8 26.3 23.8 6.3
концерты серьезной музыки 1993 1.2 4.1 10 73.8 10.9
1985 2.2 74 13.8 68.8 7.8
художественные выставки, музей 1993 6.2 12.9 28 42.7 10.2
1985 13.7 23.9 33 23.2 6.2

Примечательный факт: в 1985 году в пользу особой важности общения и близких друзей высказывались 23%, а в 1993 — уже 32,8% респондентов. С чем связан такой сдвиг? Очевидно, быстрый темп жизни и политическая напряженность порождают потребность в непосредственных контактах и поддержке окружающих.

И, наконец, установка на искусство. При опросе 1985 года потребление искусства занимало одно из первых мест в системе ценностных ориентации, что позволяло сделать следующий вывод: если основные потребности человека, связанные с семьей, любовью, материальным благосостоянием и профессиональной деятельностью, удовлетворены, он обращает внимание на красоту вокруг себя и в искусстве. В 1993 году только 50% опрошенных отметили, что искусство является существенной для них сферой. По-видимому, изменения в общественной жизни и повседневные заботы у многих оттеснили потребность в искусстве на задний план.

Чтобы продемонстрировать особенности художественных интересов людей с разными жизненными установками, составим схему, на которой с помощью метода максимальной корреляции сведем все установки в определенные группы. В результате объединения признаков, особенно часто называемых опрошенными вместе, образовались три фактора: 1) ориентация на самореализацию; 2) ориентация на развлечение; 3) ориентация на семейную жизнь.

Для характеристики интереса к искусству важнейшее значение имеют оси "интерес к искусству — развлечение" и "интерес к искусству — самореализация". Рассмотрим их подробнее, при этом объектом анализа будут служить только те респонденты, кто отметил потребление искусства как важную для себя жизненную ценность.

Ориентацию на развлекательность нельзя недооценивать, По словам английского философа У.Морриса, наша жизнь находится под влиянием двух преобладающих стремлений — к деятельности (работе) и к праздности. Счастье человек может ощутить лишь при удовлетворении обоих стремлений. Немыслимо, чтобы он ограничивался лишь совершенствованием своего духа и пополнением запаса знаний, неверно также думать, что социально значимой сферой деятельности является только труд. Человек нуждается в развлечениях. Дать людям возможность весело провести время, расслабиться и развлечься — одна из задач искусства. При этом оно способствует восстановлению работоспособности и гармонии эмоционального состояния. Таким образом, за видимой несущественностью кроется все то же стремление к совершенству. Судя по результатам исследования, развлекательность воспринимается большинством как существенный компонент всех видов искусства. Применительно к музыке данное определение заняло первое место — 80% опрошенных. При этом респонденты подчеркивают особую способность музыки поднять жизненный тонус, повлиять на настроение, отвлечь от повседневности, возвысить душу.

Таблица 2

Ценностные ориентации трудоспособного населения Эстонии в 1985 и 1993 годах, %*

Наиболее важные сферы жизни Годы
1985 1993
Семья 84.5 90.5
Здоровье - 93.1
Окружающая среда 86 90
Дети, их судьба 844 87.6
Материальное благополучие 88.3 81.6
Любовь 774 77.3
Независимость, свобода - 74
Близкие друзья 70.7 69.9
Работа 73.8 67.6
Быть в курсе происходящих в мире событий (радио, телевидение и т.п.) 78.7 65.1
Духовное самосовершенствование 50.9 52.1
Удовлетворение культурных потребностей (чтение, посещение театров и тд.) 72.1 49.6
Забота о своей физической форме 58.4 43.7
Религия - 34.1
Богатая событиями жизнь (новые места, люди, впечатления) 51.2 32.8
Веселое времяпрепровождение 33.7 21.5
Самодеятельное творчество (техническое, художественное и пр.) 24 21.1
Социальное положение - 14.1
Общественная деятельность 34.7 10.4

*Приведен суммарный процент ответов "очень важно" и "важно".



Довольно значительна и доля тех, кто выделил развлекательную роль киноискусства — 74%. Несколько ниже — 58% — удельный вес опрошенных, связывающих развлекательность с театром.

Сейчас все больше людей входят в театральный или кинозал, опускаются в кресло перед телевизором с чувством рассеянного безразличия, с уверенностью в том, что его сейчас начнут забавлять. Понимание культуры только как развлечения, примитивной службы быта — не просто наивное заблуждение, это принципиальная ошибка. Здесь имеет смысл подробнее описать людей, ориентированных на развлекательность, и то, как они проводят свой досуг. Чтобы нагляднее определить особенности такой ориентации, сопоставим рассматриваемую группу с теми, у кого потребление искусства связывается с самореализацией.

Человек, который испытывает потребность в самореализации, самосовершенствовании, как правило, включен во многие общественно-важные сферы жизни. Для него весьма характерна потребность проявить себя в творчестве, внимание к сохранению и улучшению своей физической формы. Интерес к искусству входит в эту группу установок, не случайно пассивность в сфере искусства часто сопутствует лености в других сферах жизни. Подтверждением такого вывода служат данные других исследователей. Так, П.Вихалемм выделил тип "гармонического" образа жизни, когда придается большое значение трудовой деятельности, общественной активности, проявляется интерес не только к повседневной жизни, но и к решению глобальных проблем, к искусству, психологии, управлению и политике, а также природе и садоводству. В нашем случае, где установка на искусство связана с самореализацией, перечень дополнили экономика, достижения науки и техники, родной язык, другие страны и народы.

Как сказываются эти жизненные ориентации на поведении? Поиски в искусстве только развлекательности отражаются на образе жизни человека в целом, в частности, на том, как он проводит свободное время. Первое, что бросается в глаза, — существенная доля пассивного отдыха, куда входят прослушивание грампластинок и магнитофонных записей, экскурсии и туристические поездки, вечеринки в кругу друзей, прогулки по городу, прием гостей, посещение кафе. К увлечениям "отдыхающих" относятся, кроме того, чтение газет и просмотр телевизионных передач. Каждое из перечисленных занятий само по себе не содержит ничего отрицательного, но в совокупности они противостоят активной жизненной позиции. Следует отметить, что когда речь идет о серьезном искусстве, которое требует определенной затраты душевных сил, доля тех, кто ориентируется на развлекательность, мала.

Можно усомниться, реализуются ли ценностные ориентации в повседневной жизни. Анализ использования свободного времени рассеял эти сомнения. В отношении занятий, которые развивают личность как физически, так и духовно, респонденты, ориентированные на самореализацию, активнее, чем население в целом. Они чаще бывают на концертах симфонической музыки и художественных выставках, ходят на лекции, участвуют в общественной работе и художественной самодеятельности, посещают клубы и кружки по интересам.

Данные проведенного социологического исследования позволяют утверждать: чтобы искусство могло успешно выполнять свою миссию, недостаточно ориентироваться исключительно на развлекательность, расслабление и поиск компенсации повседневных забот. Следует придавать большее значение такому уровню общения с искусством, компонентами которого являются способность к эстетическому анализу, открытость интеллектуальному напряжению и высоким жизненным идеалам.

версия для печати